Занятие 12. Польза от старого утюга

Базовый курс 3ds Max "с нуля"

Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение SergeyMarina » Вс фев 25, 2007 8:27 pm

Общение с учениками CGLiberty показало, что тема групп сглаживания в полигональном моделировании понятна далеко не всем. Мы долго думали, как устранить этот пробел, и, в конце концов, пришли к выводу, что лучше всего человек усвоит материал только, если столкнется с задачей, которую можно решить, только назначая группы сглаживания. Мы придумали несложный урок, который, надеемся, поможет вам закрепить эту действительно сложную, но очень важную тему. Урок этот будет не совсем обычным – мы покажем вам, как его выполнить, но только до последнего этапа. Далее вам придется доделать его самостоятельно, используя наши рекомендации, а также изученное в прошлом уроке.

В сегодняшнем уроке мы сделаем упрощенную модель старого утюга. Мы намеренно не добавляли детали, чтобы вам было легче разобраться с главной темой урока.

Изображение

Начнем с создания примитива Box с количеством сегментов Length Segs – 2, Width Segs – 6, Height Segs – 3.

Изображение

Применим к нему модификатор Edit Poly. Перейдем в режим Edge и удалим четыре ребра на одной из сторон.

Изображение

Перейдем в режим Vertex и удалим две вершины, чтобы ребро соединяло верхнее и нижнее основание параллелепипеда

Изображение

Переместим нижнюю вершину вперед

Изображение

Выделим две вершины в верхнем основании и с помощью инструмента Chamfer создадим два полигона, которые послужат основой для ручки утюга

Изображение

Займемся созданием ручки. Переходим в режим Рolygon, выделяем образованные полигоны и выполняем несколько раз одни и те же операции: сначала выполняем выдавливание, затем поочередно поворачиваем полигоны так, чтобы они "смотрели" друг на друга, затем опять выдавливаем, опять поворачиваем и так – несколько раз, до тех пор, пока ручка не достигнет нужной высоты. Чтобы утюг было удобнее держать, ручка должна быть немного наклонена. Поэтому для полигона, который находится ближе к передней части утюга, нужно выполнить на одну операцию выдавливания больше.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Выделяем два полигона вверху и используем инструмент Bridge, чтобы завершить создание ручки. Чтобы избежать возможных "закручиваний" и иметь возможность задать число сегментов, используйте кнопку Settings, расположенную рядом с кнопкой Bridge. Вы сможете подобрать значения параметров Twist и Segments.

Изображение

Теперь выйдем из режима Рolygon и применим модификатор Taper, чтобы придать модели трапецевидную форму.

Изображение

Теперь применим модификатор TurboSmooth и установим флажок Separate By Smoothing Groups. Получилось… В общем, неизвестно, что получилось, но на утюг это не похоже :-).

Изображение

Поэтому отключим действие модификатора TurboSmooth и вернемся в режим Polygon, а именно к свитку Polygon Properties. Теперь ваша задача – назначить группы сглаживания модели таким образом, чтобы после сглаживания она приняла правильную форму утюга.

Изображение

Мы прекрасно понимаем, что утюги бывают разные, но в данном случае, отсылая задание, просим вас придерживаться той формы, которая показана на рисунке выше. Потому что если вы пришлете утюг с закругленным носиком и сообщите, что вы его сделали таким потому, что именно такой утюг был у вашей бабушки, мы не будем знать, то ли это действительно так, то ли вы просто не разобрались с тем, как сделать носик острым. Поэтому если хотите пофантазировать и потренироваться в утюгостроении, присылайте в сцене несколько разных моделей, но одна из них обязательно должна быть такой формы, как наша.

В своих письмах многие из вас спрашивали, какие есть способы для управления формой конечной модели. Надеемся, что, выполнив этот урок, вы поймете, что самый эффективный способ – это научиться работать с группами сглаживания. На всякий случай еще раз повторим: группы сглаживания – это области, между которыми не видно острых углов. В кубе шесть поверхностей, которые имеют острые ребра, а, следовательно, шесть групп сглаживания. Конус имеет две поверхности, которым назначены группы сглаживания. Это основание и замкнутая поверхность.

Вот одно показательное письмо, которое мы решили процитировать и дать ответы на вопросы. Надеемся, это также поможет вам в понимании темы.

чем отличается группа сглаживания 4 от скажем 27-ой


Номером и только номером. В остальном они идентичны

Почему группа сглаживания в параллелепипеде начинается с 2-ух ...


Вообще-то, если поразмыслить над вопросом использования групп сглаживания в параллелепипеде, то возникнет не менее интересный: а почему их там шесть, если достаточно трех? Ведь поверхности, которые не имеют общих граней, могут иметь одну группу сглаживания, и на сглаживание это влиять никак не будет. Скажем, в цилиндре группы сглаживания по умолчанию распределены именно так – основания имеют одну и ту же группу сглаживания, а замкнутая поверхность – другую. Таким образом, по умолчанию в этом примитиве используются две группы сглаживания. Одним словом, то, какие группы сглаживания используются по умолчанию, особого значения не имеет. Главное знать, как их переназначить в случае необходимости, и грамотно это делать.

Я специально посмотрел какая группа сглаживания у сферы, сделал параллелепипед с большим числом полигонов и назначил им ту же группу сглаживания, но шара у меня не получилось :(


Зря вы смотрели, какая группа сглаживания у сферы. Номер не имеет никакого значения. А не получилось вот почему: увеличив число полигонов, вы тем самым увеличили детализацию модели. Когда в кубе по одному полигону на каждой стороне, каждая грань представляет собой поверхность-полигон. При сглаживании каждая поверхность "заворачивается", в результате чего куб превращается в сферу.

В случае же когда в параллелепипеде много сегментов, заметное сглаживание ("заворачивание") происходит в тех местах, где поверхности образуют острые ребра. В центрах граней острых ребер нет, а значит, параллелепипед скруглится только по краям.

Если вы хотите провести опыт с превращением параллелепипеда в сферу, создайте куб с настройками по умолчанию, назначьте всем поверхностям одну и ту же группу сглаживания (номер не имеет никакого значения – это может быть 1, 32 или любой другой), примените модификатор TurboSmooth и увеличьте число итераций.

Дополнительные материалы

Важно!

В освоении материалов школы вам очень поможет книга "3ds Max 2008 за 26 уроков" - печатная версия уроков CGLiberty, дополненная расширенными теоретическими сведениями.

Изображение


Как высылать домашнее задание

Напоминаем, что все ученики должны выполнять задания последовательно. Мы не будем смотреть сцены и ставить оценки тем, кто прислал двенадцатое задание, но не прислал всех предыдущих. Мы также не будем смотреть вашу сцену, если вы по каким-то причинам не получили оценку за предыдущее занятие или получили двойку.

Правила отсылки работ остаются неизменными. На всякий случай напоминаем:

1) Выполнив домашнее задание, сохраните файл сцены в формате max.
2) Файл должен называться точно так же, какой у вас ник на форуме, плюс номер занятия в конце. Например, если бы этот файл отсылали мы, мы бы должны были назвать его Sergey|Marina_12.max
3) Заархивируйте файл сцены, используя архиватор WinRar (мы не скачиваем сцены, которые не были заархивированы).
4) Вышлите архив по адресу Изображение

Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, мы не будем смотреть вашу сцену, за что заранее извиняемся.

Чего НЕ НУЖНО делать в сцене, которую вы присылаете нам:

- создавать элементы сцены средствами моделирования, о которых не идет речь в уроке.
- накладывать текстуры.
- ставить свет и создавать камеры.
- устанавливать внешние визуализаторы для просчета и использовать их материалы.
- использовать другие плагины.

Мы не рендерим ваши сцены, которые вы нам присылаете, поэтому источники света и прочее только добавляют нам работы – мы их удаляем, прежде чем начать оценивать правильность выполнения задания. Если же мы не найдем в вашей сцене модели утюга, созданной средствами Editable Poly, мы будем считать задание невыполненным.

Мы очень ценим то, что некоторые из вас подходят к заданию творчески и создают множество дополнительных элементов сцены, но, пожалуйста, не забывайте создать модель, создание которой рассматривается в уроке, иначе вы ставите нас в неловкое положение, и нам очень трудно оценить вашу работу.

Хорошего всем настроения на предстоящую неделю!



[ Редактировано Sergey|Marina в 25.2.08 09:49 ]
Аватар пользователя
SergeyMarina
Уоллес и Громит
 
Сообщений: 1812
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 12:38 am
Откуда: 3Domen.com

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение maximuscmz » Пн фев 26, 2007 2:57 pm

Здравствуйте! Наконец-то я снова в строю, болеть уже устал просто. Очень хороший урок, хоть и простой по исполнению. Не сразу вспомнил что полигон может принадлежать двум группам сглаживания, а именно так и получается половина носика заостренной, а другая нет.

[ Редактировано maximuscmz в 26.2.07 15:58 ]
maximuscmz
Незнакомец
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Пн фев 13, 2006 7:17 am

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение helena » Пн фев 26, 2007 11:59 pm

Я сделала все по-другому, но результат получила требуемый, не применяя никаких дополнительных средств, кроме групп сглаживания. А вот насчет присвоения одному полигону сразу двух групп сообразить не могу. Если можно, просветите, пожалуйста. Возможно где-то понадобится именно это.
helena
Знакомый
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Пт ноя 24, 2006 10:07 am

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение Tihonya » Вт фев 27, 2007 1:11 am

две половинка носика должны иметь разные номера в группах сглаживания, так как между ними резкий излом :-) верхняя часть утюга имеет свой номер сглаживания, но с обеими частями носика у нее излома нет, наоборот плавный переход :-) можно сделать это так: после того как сделана ручка, полигонам верхней части, которые прилегают к половинкам носика, в группы сглаживания добавить еще одно число, такое же как у той половинки носика, к которой они прилегают :-) это один из вариантов :-)
Аватар пользователя
Tihonya
Компетентный
 
Сообщений: 217
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2005 12:18 pm
Откуда: СПб

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение maximuscmz » Вт фев 27, 2007 9:03 am

Просто двум полигонам, тем что находятся у основания ручки (спереди), надо назначить две группы сглаживания, одну как основного "тела" утюга, другую как у склона к носику.
maximuscmz
Незнакомец
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Пн фев 13, 2006 7:17 am

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение helena » Ср фев 28, 2007 3:53 pm

Коллеги!Спасибо!
Испытала ваш совет на усложненной форме, результат понравился. А на заданной, по-моему, можно так и не мудрить. С тремя назначенными и одной примененной по умолчанию группами результат, как в задании.
В книгах же о сглаживании почти никакой информации.
Еще раз спасибо.
helena
Знакомый
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Пт ноя 24, 2006 10:07 am

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение Tihonya » Чт мар 01, 2007 12:49 am

ну, почему же - на заданной форме можно тоже найти изюминки :-) например, место, где ручка примыкает к утюгу :-) резкий переход выглядит несколько нереалистично, а вот если его сгладить обсуждаемым способом... :-) только лучше добавить еще один эдит поли и турбосмуф и делать "красивый" переход уже на них :-)
Аватар пользователя
Tihonya
Компетентный
 
Сообщений: 217
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2005 12:18 pm
Откуда: СПб

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение helena » Чт мар 01, 2007 10:29 am

Tihonya!
Спасибо. Насчет ручки согласилась. Применила на практике.
Но одну модель нас просили сделать, как в уроке. А там действительно можно обойтись минимумом групп.
helena
Знакомый
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Пт ноя 24, 2006 10:07 am

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение mcmurphy » Пт мар 02, 2007 9:58 pm

Хороший урок... Легкий... Главное, чтобы 2 не поставили:)
mcmurphy
Новичок
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: Пт ноя 24, 2006 7:31 pm

Re: Занятие 12. Польза от старого утюга

Сообщение Mihailoff » Пт мар 09, 2007 10:33 pm

Мне наверное проще было справится с этим заданием. Я иду с небольшим опозданием - я следовательно прочитал комментарии в этой теме о проблемах с сглаживанием. Следовательно утюг ИМХО вышел как на картинке.
Буду ждать оценки.
Mihailoff
Новичок
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: Вт дек 26, 2006 8:07 pm


Вернуться в Класс "Б"

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron