Занятие 29. Пушистое 3D. Модуль Hair And Fur

Базовый курс 3ds Max "с нуля"

Занятие 29. Пушистое 3D. Модуль Hair And Fur

Сообщение SergeyMarina » Пн окт 29, 2007 12:47 am

Сегодня мы сделаем небольшой перерыв в изучении анимации и рассмотрим модуль Hair and Fur. Он используется далеко не во всех направлениях компьютерной графики. В основном, он нужен тем, кто разрабатывает трехмерных персонажей, хотя область его применения может быть гораздо шире.

Мех и волосы относятся к тем объектам, которые привычными способами моделировать неудобно. Создание волос и шерсти в 3ds Max возможно благодаря включенному в его состав модулю Hair and Fur. Это модуль, который создал Джозеф Альтер (Joe Alter), также хорошо известен под именем Shave And A Haircut. В настоящее время он встроен в 3D-редактор Softimage|XSI, а также выпускается как дополнение для программы Maya.

Инструменты этого модуля использовали во время создания фильмов «Кинг-Конг» (King Kong), «Паутина Шарлоты» (Charlotte’s Web), «На запад» (Into the West), «Ультрафиолет» (Ultraviolet), «Другой мир II: Эволюция» (Underworld: Evolution). Модуль также широко применяется для производства рекламных роликов. Это означает, что, освоив средства модуля Hair and Fur, вы также сможете делать с его помощью прически и шерстяной покров для трехмерных персонажей.

Все инструменты для создания волос собраны в настройках модификатора Hair and Fur (WSM) (Волосы и шерсть). Обратите внимание, что это модификатор относится к группе WORLD-SPACE MODIFIERS, то есть, расположен вверху списка модификаторов. При помощи настроек данного модификатора можно определить внешний вид волос, их текстуру, область покрытия ими модели, а также динамику их поведения по время анимации.

Поскольку волосяной покров содержит миллионы волос, визуализация геометрии каждого из них отдельно могла бы занять слишком много времени. Именно поэтому модуль Hair and Fur просчитывает волосы как эффект постобработки. Вы наверняка заметите это сами, если попробуете визуализировать сцену, в которую добавлен модификатор Hair and Fur (WSM) — сначала будет просчитана геометрия модели, а после этого в окне буфера кадра появятся волосы.

Эффект Hair and Fur появляется в сцене автоматически, сразу после применения к объекту одноименного модификатора, поэтому вы можете не задумываться о необходимости добавления его в сцену. Как правило, настройки этого эффекта можно оставлять без изменений.

После добавления в сцену модификатора модель покрывается схематическими кривыми, обозначающими волосы. Если нужно, чтобы волосы росли не на всей поверхности модели, а только на определенном участке (как, например, при создании прически), перейдите в режим редактирования Face и выделите область произрастания волос. Чтобы модификатор Hair and Fur (WSM) был применен только к выделению, нажмите кнопку Update Selection в свитке Selection. Волосы сосредоточатся только на выделенной области.

Изображение

Модификатор Hair and Fur (WSM) дает возможность определить внешний вид волос двумя способами: подбирая числовые значения разнообразных параметров, таких как степень завивки волос на корнях и на кончиках, толщина, плотность и пр., а также моделируя форму прически при помощи инструментов свитка Styling. Обычно во время работы с модулем Hair and Fur применяются и числовые параметры, и инструменты свитка Styling.

Чтобы начать формировать прическу с использованием инструментов свитка Styling нажмите кнопку Style Hair. При этом произойдет автоматическое переключение на уровень подобъектов Guides (Направляющие). Инструменты свитка Styling также становятся активными при переходе на этот уровень подобъектов. Когда формирование прически будет завершено, нажмите кнопку Finish Styling.

Изображение

При переключении на уровень подобъектов Guides вы увидите направляющие, каждая из которых состоит из 15 сегментов и 14 вершин (кроме того, есть дополнительная вершина возле корня, которую нельзя выделить). Чтобы начать создавать прическу, нужно выбрать один из режимов выделения в области Selection, после чего использовать стандартные инструменты 3ds Max для выделения вершин.

Изображение

По умолчанию включен режим работы с расческой, поэтому вам не удастся выделить вершины, пока вы его не отключите, нажав кнопку Hair Brush или Select в области Styling. Выделенные направляющие отображаются оранжевым цветом, а невыделенные — желтым. Вершины показаны в виде параллелепипедов, однако, используя раскрывающийся список в области Selection, можно установить отображение в виде крестиков, точек или плюсиков.

Выделив вершины, можно начинать расчесывать волосы. Для этого используется Hair Brush в сочетании с одним из инструментов, которые расположены в нижней части области Styling. Все инструменты действуют только на те направляющие, которые выделены и которые попадают в область действия расчески. Диаметр расчески можно изменять. Для этого применяется ползунок в области Styling или сочетание клавиш Ctrl+Shift. Нажмите и удерживайте эти клавиши, перемещая мышь.


Дополнительные материалы

Важно!

В освоении материалов школы вам очень поможет книга "3ds Max 2008 за 26 уроков" - печатная версия уроков CGLiberty, дополненная расширенными теоретическими сведениями.

Изображение


Домашнее задание

Моделирование волос требуется не только в тех случаях, когда вы создаете прическу трехмерных персонажей, но и для имитации реалистичной одежды. Поверхность любого тканевого полотна содержит небольшие волоски, которые делают ее узнаваемой. На разных типах ткани они отличаются по величине, и на краях заметны более всего. Поэтому если вы хотите, чтобы ваша ткань была реалистичной, то наличие мохнатых краев, например, на рукаве, обязательно. Если же вы создаете одежду из меха, волоски играют первостепенную роль. Поскольку меховая шуба, воротник или шапка имеют большую плотность размещения волосков, объект закрывается ими полностью. В некоторых случаях это позволяет даже оставить объект нетекстурированным, ведь роль текстуры выполняет сам мех.

Рассмотрим работу с модулем Hair and Fur на практике и создадим с его помощью меховую шапку.

Изображение

Урок опубликован в разделе "Статьи и уроки".

Урок опубликован по этой ссылке. Кликать сюда!

Высылая это домашнее задание, обязательно вложите в архив ОТРЕНДЕРЕННОЕ изображение с разрешением 1024x768 в формате JPEG (визуализация волос занимает достаточно много времени)


[ Редактировано Sergey|Marina в 13.3.08 09:10 ]
Аватар пользователя
SergeyMarina
Уоллес и Громит
 
Сообщений: 1812
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 12:38 am
Откуда: 3Domen.com

Re: Занятие 29. Пушистое 3D. Модуль Hair And Fur

Сообщение GalinaK » Пт ноя 02, 2007 11:40 am

Здравствуйте Марина и Сергей.
У меня установлен 8 макс, можно ли в нем убрать волосы внутри шапки?
GalinaK
Хороший знакомый
 
Сообщений: 58
Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 11:10 pm
Откуда: г. Петрозаводск

Re: Занятие 29. Пушистое 3D. Модуль Hair And Fur

Сообщение SergeyMarina » Сб ноя 03, 2007 1:57 am

У нас, к сожалению, уже восьмого нет, есть только девятый и 2008, поэтому точно ответить не можем. В 3ds Max 8 инструменты для работы с волосами существенно отличаются от более поздних версий. В той версии они только-только были представлены, а в девятой значительно улучшены. В том числе поменялся и интерфейс работы с Hair.
Аватар пользователя
SergeyMarina
Уоллес и Громит
 
Сообщений: 1812
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 12:38 am
Откуда: 3Domen.com


Вернуться в Класс "B"

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron