testing Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры » 3domen.com - сайт Сергея и Марины Бондаренко
Регистрация  Напомнить пароль?
 Отправлено Sergey|Marina 11 июля 2007 



Урок написан для школы CGLiberty и является частью двадцать седьмого занятия, посвященного изучению анимации текстур в 3ds Max. Узнать подробнее о школе и о том, как в нее записаться, можно тут

Важно!

В освоении материалов школы вам очень поможет книга "3ds Max 2008 за 26 уроков" - печатная версия уроков CGLiberty, дополненная расширенными теоретическими сведениями.


3ds Max 2008 за 26 уроков



Очень многие из вас ежедневно спускаются и поднимаются домой на лифте. Пока лифт доедет до вашего этажа, проходит какое-то время. За движением лифта можно наблюдать на специальном табло, на котором высвечивается номер этажа, где в данный момент находится кабинка. При перемещении лифта на соседний этаж цифра на табло гаснет и зажигается соседняя.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Создадим анимацию приезда лифта. Предположим, вы живете в девятиэтажном доме, и лифт едет с девятого этажа на первый. Спустившись на первый этаж, лифт открывает двери.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Такая сцена должна включать два анимированных компонента: раскрывающиеся двери и информационное табло. Анимировать движение кабинки по всем законам трехмерной графики не имеет смысла, ведь когда двери лифта закрыты, мы не можем видеть, двигается она или нет.

Для начала создайте трехмерные декорации. Думаем, не нужно подробно останавливаться на том, как выглядит лифт. Главные его части – это двери, возле которых на стене находится кнопка вызова, входная рама и табло, которое располагается над лифтом.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Также вам придется смоделировать кабинку, ведь вы увидите ее, когда откроются двери.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


В моделировании этой сцены нет ничего сложного и, думаем, вы успешно справитесь с этой задачей, вспомнив принцип "видеть простое в сложном". Кто не учится в школе и думает, что сделать лифт, это очень сложно приглашаем выполнить школьные уроки по моделированию (с 1 по 17), чтобы убедиться в обратном.

Прежде, чем мы приступим к созданию анимации, изменим те настройки, которые указаны в 3ds Max по умолчанию. Нажмите кнопку Time Configuration, которая находится под кнопками управления анимацией.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


В окне Time Configuration установите переключатель Frame Rate в положение PAL, чтобы частота кадров соответствовала 25 в секунду. Также увеличьте продолжительность анимации до трехсот кадров (параметр Length).


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Начать анимацию с дверей мы не можем, поскольку, по условию, которое мы выбрали в качестве задания, двери откроются лишь в последний момент, когда лифт достигнет первого этажа. То есть, наша анимация будет выглядеть следующим образом: на табло попеременно будут загораться цифры этажей, мимо которых проезжает кабинка. Как только она достигнет первого этажа, и на табло отобразится цифра 1, двери раскроются.

Поэтому сначала займемся анимацией табло.

Существует несколько способов решения этой задачи.

Можно, например, добавить в топологию модели табло новые ребра, которые образуют цифры. Затем назначить полигонам, которые ограничены этими ребрами, разные идентификаторы материала и создать многокомпонентный материал с анимированными подматериалами. Цифры можно сделать и в виде отдельных объектов, смоделированных на основе сплайна Text.

Однако и первый, и второй метод мы рассматривать не будем, а остановимся на более оригинальном приеме, который, возможно, пригодится вам в ваших работах в будущем.

Когда одна цифра гаснет, а другая зажигается, для того, кто ожидает приезда лифта, изменяется информационное содержание табло, иначе говоря, меняется картинка. Таким образом, если представить себе, что есть две картинки с разными цифрами, скажем, 8 и 9, и одна из них постепенно становится прозрачной, а другая, наоборот, становится видимой, мы получим нужный эффект.

Поскольку у нас 9 этажей, нам понадобится 9 текстур, причем, на каждой из них должна быть выделена цветом своя цифра. Вот пример:


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Текстуры создаются, конечно же, в Photoshop. Для удобства файлы лучше так и назвать: 1.jpg, 2.jpg и т.д.

Теперь нужно каким-то образом заставить одну картинку на текстуре исчезнуть, другую – проступить. Для этого будем использовать тип материала Blend. Этот тип материала позволяет создавать смешиваемую текстуру из двух материалов и управлять долей каждого из них в конечном материале.

Для создания анимации перехода из одной текстуры в другую нужно анимировать параметр Mix Amount. При нулевом значении этого параметра будет отображаться только первый материал, при значении 100 — второй. У вас, конечно, возникнет вопрос: всего 9 текстур, а материал Blend смешивает только два материала. Как же в таком случае сделать анимацию со всеми текстурами? Очень просто: нужно в качестве одного из смешиваемых материалов также использовать материал Blend.

Итак, щелкните по кнопке Standard в редакторе материалов и выберите тип материала Blend. Назначьте этот материал табло. Появится сообщение, в котором программа спросит, нужно ли сохранить стандартный материал, который был в ячейке до этого, в качестве подматериала. Выбирайте вариант Discard, то есть, сбросить старый материал.

Для разминки и лучшего понимания сути происходящего советуем перед началом создания анимации посмотреть видеоурок по анимации материала Купидона, который можно бесплатно скачать на нашем сайте или же найти на диске к книге "Видеосамоучитель 3ds Max" (авторы С. и М. Бондаренко). По сути, в этом уроке показана упрощенная версия анимации, которую вам предстоит сейчас создать

Поскольку материалов смешивания будет достаточно много, нужно обязательно понятно называть материалы, иначе вы запутаетесь в них. В нашем случае удобнее всего использовать в названиях цифры от одного до девяти.

Чтобы вам было проще, загрузите схему ниже и подглядывайте в нее. Она демонстрирует дерево смешиваемых материалов.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Щелкните по кнопке, определяющей первый материал смешивания, и, переключившись в его настройки, выберите для него тип Blend. Этот материал будет использоваться для анимации текстур от 1 до 5, поэтому назовите его 54321.

Вернитесь в настройки исходного материала, щелкните по кнопке, определяющей второй материал смешивания, и, переключившись в его настройки, выберите для него тоже тип Blend. Этот материал будет использоваться для анимации текстур от 6 до 9, поэтому назовите его 9876.

Перейдите в настройки материала 54321. В качестве первого материала смешивания выберите Blend и назовите его 4321, а в качестве второго материала – тип Standard. Этот материал будет иметь текстуру цифры 5, поэтому назовите его 5, для параметра Diffuse выберите Bitmap и укажите путь к текстуре с цифрой 5.

Вернитесь к настройкам материала 4321. Для каждого из смешиваемых материалов выберите тип Blend. Несложно догадаться, что первый смешиваемый материал (43) будет смешивать текстуры 4 и 3, а второй (21) – 2 и 1. Соответственно, в настройках материала 43 нужно в качестве первого материала выбрать Standard, где для параметра Diffuse выбрать Bitmap и указать путь к текстуре с цифрой 4, а в качестве второго – такой же, но с картой 3. То же самое нужно повторить для материала 21.

Половину материала вы уже сделали. Вернитесь к настройкам материала 9876 и создайте материалы по аналогии: у вас должно получиться два материала типа Blend с названиями 98 и 76, а также 4 стандартных материала с названиями 9, 8, 7 и 6, где для параметра Diffuse выбрана карта Bitmap и используются текстуры 6-9.

Если вы думаете, что создание материала – это было самой сложной частью урока, вынуждены вас огорчить. Самое сложное – это анимация.

Поскольку за одну секунду проходит 25 кадров, будем считать, что лифт спускается со скоростью один этаж в секунду. "Запустим" лифт с девятого этажа с двадцать пятого кадра. Если запустить его с первого, то, просматривая анимацию, зритель не успеет увидеть, на каком этаже лифт стоял.

Для начала подберем настройки смешивания так, чтобы отображалась текстура с цифрой 9. Единственная настройка, которую мы будем изменять в процессе анимации – параметр Mix Amount в разных смешиваемых материалах. Управлять им просто, если помнить, что значение 0 соответствует отображению верхнего материала, а 100 – нижнего.

Для того чтобы отображалась текстура 9 (посмотрите на схему), нужно в главном материале Blend для параметра Mix Amount выбрать значение 100, в материале 9876 – 0 и в материале 98 – тоже 0. По умолчанию, во всех материалах Blend для параметра Mix Amount установлено значение 0, поэтому вам будет нужно изменить его только для главного материала. Это нужно делать до начала анимации, то есть, до нажатия кнопки Auto Key.

Затем включите режим автоматического создания ключевых кадров, нажав кнопку Auto Key. Передвиньте ползунок на 50 кадр и настройте параметры смешивания материала так, чтобы отображалась текстура с цифрой 8. Для этого нужно будет изменить значение Mix Amount в материале 98, установив его равным 100. Обратите внимание на то, что возле спиннера, то есть счетчика, который находится возле поля для ввода цифр, появляются красные скобки. Это означает, что параметр анимирован. Появляются эти скобки только в тех кадрах, где для этого параметра задаются ключи анимации.

После настройки пятидесятого кадра первый автоматически стал ключевым, поскольку в нем 3ds Max создал ключ анимации. Чтобы первую секунду на экране табло мы могли наблюдать цифру 9, выделите анимируемый объект (табло) и передвиньте маркер ключа анимации из первого кадра на 25.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Если вы не видите маркеры анимации, значит, вы забыли выделить объект (выделили не тот) или не назначили материал объекту (назначили не тому).

Продолжим настройку материала. На очереди 75 кадр (третья секунда анимации – 25+25+25), в котором 8 должна смениться на 7. Нетрудно догадаться, что для отображения семерки в главном материале Mix Amount не меняется и остается равным 100, а в материале 9876 меняется на 100. В материале 76 значение Mix Amount равно нулю, поэтому менять его не нужно.

Изменив значение параметра в материале 9876, вы увидите, что на шкале снова появился ключ анимации в первом кадре. Попробуйте изменить положение ползунка анимации, наблюдая за параметром Mix Amount, и вы обнаружите, что его значение изменяется не с 50 по 75 кадр, как нам нужно, а с 1 по 75. Вернитесь на 50 кадр и установите для него значение 0. Теперь с 1 по 50 кадр его значение будет равно нулю, а затем начнет изменяться.

Чтобы было удобнее перемещаться между ключевыми кадрами, нажмите кнопку Key Mode Toggle.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Когда эта кнопка нажата, то при нажатии на стрелки на ползунке анимации вы перемещаетесь не к предыдущему и следующему кадру, а к предыдущему и следующему КЛЮЧЕВОМУ кадру. Это очень удобно, когда нужно изменять значения параметров в уже созданных ключевых кадрах, так как не нужно тратить время на установку ползунка в нужное место.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Но вернемся к анимации. Переходим к сотому кадру, в котором 7 сменяется на 6. Для этого заходим в материал 76 и меняем Mix Amount на 100. Опять же, обращаем ваше внимание, что 3ds Max сам не понял, что значение этого параметра должно начать изменяться только с 75 кадра, поэтому анимировал его, начиная с первого. Переместитесь на 75 кадр и установите для него значение 0.

Перейдите на 125 кадр, где шестерка должна смениться на пятерку. Возвратитесь к главному материалу и измените значение Mix Amount на 0, поскольку материал с текстурой 5 находится в верхнем слоте. Как вы уже, наверное, догадались, теперь нужно переместиться к сотому кадру и вписать значение 100 для этого параметра.

Переместитесь к 125 кадру, перейдите к материалу 54321 и измените Mix Amount на 100. Вернитесь к сотому и измените его на 100. Почему на сто, а не на ноль, как мы меняли все остальные параметры? Потому что если в сотом кадре тут будет установлено значение 0, то между сотым и 125 кадрами вы увидите цифру 4, а уже после нее 5.

Переходим к следующему этапу – кадр 150, где пять меняется на 4. Для этого в настройках материала 54321 меняем 100 на 0. Тут возвращаться на 125 кадр не нужно, поскольку ключ анимации в 125 кадре уже закрепил значение Mix Amount в нем равным 100. Этот кадр вообще самый легкий, потому что в нем больше ничего не нужно менять – значение 0 и в материале 4321, и в материале 43 подходит нам по умолчанию.

Передвиньте ползунок анимации на 175 кадр, где четверка сменится на тройку. Все, что нужно сделать – это установить для Mix Amount значение 100 в материале 43, после чего вернуться в 150 кадр и изменить его на 0.

Как вы заметили, мы уже приближаемся к концу. На двухсотом кадре тройка изменяется на двойку. Выходим наверх, в материал 4321 и изменяем Mix Amount на 100, после чего возвращаемся на 175 и меняем его на ноль.

В 225 кадре заходим в настройки материала 21, меняем Mix Amount на 100, возвращаемся на двухсотый и меняем на ноль. Вот и все, анимированный материал готов.

Анимация материала усложняется тем, что результат выполненных вами действий при настройке анимации не столь очевиден, как при создании анимации двигающихся объектов. Результат вы увидите только на конечной анимации, когда отрендерите все кадры. Это может занять достаточно много времени.

Единственный способ предварительного просмотра сложного материала – использовать функцию Make Preview, которая позволяет визуализировать материал в таком виде, в котором он представлен в ячейке.

Поскольку табло плоское, то для отображения материала в ячейке удобно использовать не сферу, а куб. Благодаря этому на одной из его граней будут отчетливо видны цифры. Чтобы изменить образец материала в ячейке на куб, нажмите и удерживайте кнопку Sample Type.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Затем дважды щелкните по ячейке и раздвиньте ее границы, чтобы убедиться в том, что цифры отчетливо видны. Если их не видно, щелкните правой кнопкой мыши, выберите команду Drag/Rotate и поверните образец материала так, чтобы табло "смотрело" на вас.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Нажмите кнопку Make Preview


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


В окне настроек предварительного просмотра увеличьте значение параметра Percent of Output хотя бы до 400, чтобы разрешение было достаточным и можно было отчетливо разглядеть анимацию цифр на табло.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Через пару минут будет создан анимационный файл с анимированным материалом. Если в вашей системе для просмотра файлов AVI по умолчанию установлен Windows Media Player, анимация сразу же запустится, и вы сможете ее посмотреть. Если же 3ds Max выдал сообщение об ошибке, вы можете найти файл и запустить его вручную. Файл называется _medit.avi и создается в папке previews, которая, в свою очередь, помещена в директорию, где размещены все файлы, относящиеся к проекту. Если вы не знаете, где находится эта директория, взгляните на заголовок окна 3ds Max, где красуется надпись Project Folder (только в версии 3ds Max 9). В ней и ищите папку previews.

Самое сложное уже позади, осталось анимировать открывание дверей кабинки. Пускай после приезда лифта на 1 этаж в течение секунды двери остаются закрытыми, после чего открываются за секунду. Переместите ползунок на 275 кадр и откройте двери. Передвиньте на 250 и закройте их. Все это нужно делать, не выходя из режима Auto Key.

Отожмите кнопку Auto Key. Анимация сцены готова.

Подбор текстур для остальных объектов сцены будет самостоятельным заданием. В этом нет ничего сложного, просьба только не писать на стенах неприличные слова.

Осталось подобрать ракурс в окне проекции и визуализировать анимацию. Чтобы отрендерить анимацию, вызовите окно Render Scene (Rendering>Render), в группе параметров Time Output установите переключатель в положение Active Time Segment, чтобы отрендерить анимацию с нулевого по трехсотый кадр.

В группе настроек Output Size нажмите кнопку 320x240. Конечно, для себя вы можете отрендерить анимацию с лучшим качеством, однако, на проверку ученики школы должны прислать видео с таким разрешением.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


Установите флажок Save File в группе настроек Render Output, после чего нажмите кнопку Files. Выберите папку для сохранения файла и его название. В поле Save as Type выберите AVI. Если вы рендерите анимацию впервые, вы увидите окно настроек сжатия. Если оно не появилось, нажмите кнопку Setup. В этом окне нужно выбрать кодек в списке Compressor.


Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры


После установки параметров сжатия нажмите кнопку Save и, вернувшись в окно Render Scene, нажмите кнопку Render.

Готовую анимацию, которая получилась у нас, скачать можно тут, 800 Кб

Возможно, вам этот урок покажется очень сложным, ведь многое нужно держать в голове. Однако, если вы его сделаете, мы будем уверены в том, что вы отлично разобрались с этой темой, а кроме того, анимируя параметры текстуры, вы научитесь быть внимательными и терпеливыми, а ведь эти качества необходимы каждому, кто занимается трехмерной графикой. Желаем удачи!

Как высылать домашнее задание (для учеников школы):

1) Выслать нужно сцену со всеми текстурами, которые вы использовали при ее создании, а также видеофайл с разрешением 320x240, где табло будет видно крупным планом. В этой анимации может быть плохо видно, как открываются двери (мы посмотрим, как вы это сделали, в окне проекции), но должно быть очень хорошо видно табло.

2) Для того чтобы ваша анимация не была невероятно большого размера, мы просим всех учеников школы использовать кодек xVid для сжатия. Если в вашей системе он не установлен, вам нужно будет закрыть 3ds Max (не забыв сохранить сцену), после чего скачать кодек, например, отсюда (600 Кб) и установить. После этого выберите его в списке Compression (см. скриншот выше)


3) Пожалуйста, используйте для текстур только файлы JPEG. Они хорошо сжимаются и лучше всего подходят для пересылки по почте.

4) После того, как сцена будет готова, а анимация – отрендерена, просмотрите ее еще раз и, убедившись в том, что ошибок нет, запакуйте в архив файл сцены, текстуры и видеофайл.


Если вы довольны результатом и хотите показать, что у вас получилось, другим ученикам школы, вы можете выбрать такой ракурс, при котором будет хорошо видно и табло, и открывающиеся двери, просчитать анимацию в лучшем качестве, загрузить файл на какой-нибудь файлообменный сервер, например, на Rapidshare.com и выложить ссылку в своем классе. Если анимация понравится нам и не будет невероятно огромного размера, мы закачаем ее на сайт, чтобы ее всем было удобно скачивать.

Сергей и Марина Бондаренко Анимация приезда лифта. Анимированные текстуры
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Форум Топик Ответов
Будьте в курсе новостей