testing Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax » 3domen.com - сайт Сергея и Марины Бондаренко
Регистрация  Напомнить пароль?
 Отправлено Sergey|Marina 3 марта 2008 



Сергей и Марина Бондаренко Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax

Урок написан для школы CGLiberty и является частью тридцать первого занятия, посвященного связыванию анимационных параметров в 3ds Max и настройке анимации при помощи кривых. Узнать подробнее о школе и о том, как в нее записаться, можно тут

В этом уроке будет рассмотрены некоторые возможности 3ds Max, которые касаются создания анимации: связывание параметров (Wire Parameters) и изменение характера протекания анимации при помощи Curve Editor.

Сначала определимся с тем, какая анимационная сцена будет создана. Сюжет примерно такой: стоит старый приемник, его ручка настройки диапазона вращается в поисках станции, а одновременно с этим на его шкале движется стрелка-указатель частоты. Кроме этого, шкала подсвечивается зеленоватым цветом. Чем сильнее сигнал станции, тем ярче это свечение, поэтому до тех пор, пока ручка настройки не остановится, найдя станцию, шкала должна хаотично мигать неярким цветом. Дойдя до определенного положения, ручка настройки замирает, стрелка-указатель останавливается, а шкала светится ровным ярким светом – станция найдена.

Чтобы вам было проще понять нашу цель, посмотрите готовую анимацию. Скачать можно тут, 2 Мб. Чтобы было нагляднее, мы добавили в этот ролик звук, хотя создание звукового сопровождения в задачу урока не входит, речь идет исключительно об анимации.

Наверное, многие из вас помнят (а, может, у кого-то еще до сих пор сохранился) старый классический многодиапазонный радиоприемник а-ля VEF.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Вы уже обладаете достаточными знаниями для того чтобы создать модель такого приемника (те, кто не учатся в школе, могут просмотреть предыдущие уроки, посвященные моделированию – их было много :-) ). Проблем с этим у вас возникнуть не должно, однако несколько слов о его конструкции мы все же скажем.

В принципе, форма и дизайн создаваемого вами радиоприемника могут отличаться от того, который предлагаем мы. Для этого урока важно, чтобы у приемника были следующие элементы:

– ручка настройки частоты диапазона
– прозрачная шкала частот
– стенка, расположенная за прозрачной шкалой частот
– указатель текущей частоты, расположенный между стенкой и шкалой
– ну и, конечно, прочие атрибуты приемника тоже не помешают: настройка громкости, антенна и пр.


Для того чтобы нанести цифры на прозрачную шкалу частот, нужно использовать в настройках материала соответствующую текстуру для карты Opacity (Непрозрачность).


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Все надписи на шкале делаются при помощи текстуры, назначенной в слот Diffuse (Основной рисунок).


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Эти текстуры приведены просто для примера, вам стоит рисовать и использовать свои.

Перед шкалой частоты нужно установить источник света Omni. В его настройках укажите, чтобы этот источник света освещал только указатель частоты и стенку, расположенную за прозрачной шкалой частот. На другие объекты этот источник света влиять не должен. Для этого в свитке General Parameters необходимо нажать кнопу Include и исключить из воздействия источника света все объекты, кроме перечисленных выше.

Кроме этого, для источника света нужно задать соответствующий цвет свечения, в нашем случае – зеленый.

Итак, у нас есть модель приемника. Начнем настройку анимации.

Сначала вызовите диалоговое окно Time Configuration (Конфигурация времени) нажатием на одноименную кнопку. В этом окне установите частоту 25 кадров в секунду (формат Pal) и задайте продолжительность анимации 200 кадров.

Создайте анимацию вращающейся ручки настройки с нулевого до 140 кадра. Напомним, что для этого необходимо нажать кнопку AutoKey, передвинуть ползунок на 140 кадр и повернуть колесико на нужный угол. Отожмите кнопку и воспроизведите анимацию, чтобы убедиться, что ручка вращается. Характер протекания анимации, который установлен по умолчанию, нам подходит – сначала ручка вращается быстро, а затем замедляется, когда мы приближаемся к нужной частоте.

Движения ручки настройки частоты и указателя текущей частоты должны быть синхронными. Конечно, можно создавать две отдельные анимации: анимацию ручки настройки и анимацию передвижения указателя. Однако это часто бывает неудобно. Представьте себе, например, что характер вращения ручки настройки сложный – ее крутят то в одну, то в другую сторону, и для нее создано сто ключевых кадров. После того, как такая анимация будет настроена, нужно настроить 100 ключевых кадров для движения указателя частоты.

Чтобы не делать лишнюю работу, в 3ds Max предусмотрена возможность связывания параметров (Wire Parameters). Эта функция программы позволяет связать значение одного параметра с другим так, чтобы изменение одного из них влекло за собой автоматическое изменение другого. В нашем случае есть два параметра, которые необходимо связать между собой: угол вращения вокруг одной из осей для ручки настройки и координату оси, вдоль которой перемещается указатель частоты.

Для того чтобы нам было легче работать, скроем в окне проекции все объекты, которые могут нам мешать. Мы оставили только те объекты, которые мы будем анимировать.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Для того чтобы связать вращение ручки с перемещением указателя, выделим ручку, щелкнем правой кнопкой мыши и выберем в контекстном меню команду Wire Parameters. Появится небольшое меню, в котором нужно выбрать связываемый параметр. В нашем случае это Y Rotation.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Появится пунктирная линия, которая тянется от объекта к курсору. Наведем ее на указатель частоты и щелкнем по этому объекту. Опять появится меню, где нужно будет указать связываемый параметр указателя. В нашем случае это X Position.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Появится окно Parameter Wiring. В нем при помощи стрелок указывается направление связи. Если выбрать стрелку, направленную в одну сторону, то при изменении параметра первого объекта будет меняться параметр второго объекта, а параметр второго объекта изменить будет невозможно. Если же выбрать стрелку, направленную в обе стороны, связь будет двусторонней. В нашем случае можно выбрать или двустороннюю связь, или сделать указатель зависимым от ручки. Выбрав направление соединения, нажмите кнопку Connect.

По умолчанию, изменение связанных параметров будет происходить с одинаковой скоростью, однако во многих случаях необходимо установить коэффициент изменяемости зависимого параметра. Например, если вы вращаете ручку, а указатель частоты двигается слишком медленно, то можно определить выражение, которое опишет характер зависимости. В нашем случае, как вы можете увидеть, положение объекта Cylinder01 (указателя) по оси X будет вычисляться как значение координаты вращения объекта Cylinder09 (ручка) вокруг оси Y, умноженное на пять. Иными словами, Y_Rotation*5 означает, что скорость перемещения указателя по шкале будет в пять раз быстрее.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Когда вы вносите изменения в окне Parameter Wiring, нажимайте на кнопку Update, чтобы они вступили в силу. Вы можете, не закрывая окно, проверить, как взаимодействуют параметры: переместите ползунок анимации и посмотрите, как меняется положение указателя частоты.

При помощи функции Wire Parameters можно связывать параметр одного объекта с разными параметрами других объектов. При этом, в связывании могут принимать участие не только такие параметры, как вращение, перемещение и масштабирование, но и любые другие. Например, можно связать параметр вращения ручки и изменения яркости (Multiplier) источника света.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Если это сделать и проиграть анимацию, то при вращении ручки будет не только перемещаться указатель, но и изменяться интенсивность источника света.

В нашем случае такое связывание параметров неоправданно. Если связать параметры, характер изменения интенсивности источника света будет совпадать с характером протекания анимации ручки: сначала интенсивность свечения будет увеличиваться с ускорением, а затем замедляться. Но, если вспомнить задачу, которую мы перед собой поставили, то станет понятно, что такой характер протекания анимации для источника света не подходит. Необходимо, чтобы интенсивность источника света менялась хаотично до кадра 140, где прекращается вращение ручки. В этом кадре яркость максимальная и далее не изменяется.

Поскольку характер изменения параметра яркости источника света в процессе анимации сложный, и ни одна из заготовок зависимостей, доступных в 3ds Max по умолчанию, не подходит для его описания, необходимо нарисовать кривую вручную.

Анимируем источник света. Нажмем кнопку AutoKey, передвинем ползунок на 140 кадр и установим для параметра Multiplier значение 1.

Нажмем кнопку Open Mini Curve Editor, расположенную слева от шкалы анимации. В левой части окна Curve Editor выделим параметр Multiplier объекта Omni. Вы увидите кривую, определяющую протекание анимации. По горизонтали указаны номера кадров, а по вертикали – значение интенсивности. Как можно увидеть, на 140 кадре значение максимальное и равно единице. Вращая колесико мыши, можно изменять масштаб графика.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Мы могли бы и не анимировать источник света, прежде чем рисовать кривую, однако в нашем случае это удобно, поскольку при открытии окна редактора кривых программа автоматически подгонит масштаб, показывая нам, какую область необходимо анимировать.

Выберем инструмент Draw Curves (Рисование кривой) на панели инструментов и прямо по графику нарисуем кривую хаотичной формы. Нельзя забывать о том, что она нигде не должна достигать единицы, а последний кадр, где она достигает единицы, трогать не нужно. После 140 кадра кривую дорисовывать тоже не нужно.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


После использования инструмента Draw Curves вы можете увидеть, что на шкале анимации добавилось огромное количество ключевых кадров, поскольку при рисовании по графику каждую точку, где проходит карандаш, программа воспринимает как ключ анимации.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


Чтобы редактировать анимацию было проще, во многих случаях удобно использовать инструмент Reduce Keys (Уменьшить число ключей), расположенный на панели инструментов рядом с Draw Curves. Он дает возможность оптимизировать кривую так, чтобы она сохраняла свою форму при меньшем количестве ключевых точек. То, насколько много ключей будет убрано, определяется пороговым значением Threshold. Чем больше его число, тем меньше ключей. Возможно, вам понадобится использовать инструмент Reduce Keys несколько раз и делать откат (CTRL+Z), чтобы подобрать значение Threshold.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


На этом настройка анимации завершена. Закройте окно Curve Editor, нажав кнопку Close.

Осталось отобразить все объекты, которые были скрыты, подобрать ракурс в окне проекции и визуализировать анимацию. Как это сделать, было подробно рассмотрено в 27 уроке, но на всякий случай напомним.

Чтобы отрендерить анимацию, вызовите окно Render Scene (Rendering>Render), в группе параметров Time Output установите переключатель в положение Active Time Segment, чтобы отрендерить анимацию с нулевого по двухсотый кадр. На протяжении последних кадров ничего происходить не будет, мы уже нашли нужную станцию и слушаем музыку.

В группе настроек Output Size нажмите кнопку 640x480. Конечно, для себя вы можете отрендерить анимацию с лучшим качеством, однако, на проверку ученики школы должны прислать видео с таким разрешением.

Установите флажок Save File в группе настроек Render Output, после чего нажмите кнопку Files. Выберите папку для сохранения файла и его название. В поле Save as Type выберите AVI. Если вы рендерите анимацию впервые, вы увидите окно настроек сжатия. Если оно не появилось, нажмите кнопку Setup. В этом окне нужно выбрать кодек в списке Compressor.


Настройка частоты радиоприемника: изучение анимации в 3dsMax


После установки параметров сжатия нажмите кнопку Save и, вернувшись в окно Render Scene, нажмите кнопку Render.

Готовую анимацию, которая получилась у нас, скачать можно тут, 2 Мб

Как высылать домашнее задание (для учеников школы):

5) Выслать нужно сцену со всеми текстурами, которые вы использовали при ее создании, а также видеофайл с разрешением 640x480, где можно будет увидеть и вращающуюся ручку, и шкалу приемника.

6) Для того чтобы ваша анимация не была невероятно большого размера, мы просим всех учеников школы использовать кодек xVid для сжатия. Если в вашей системе он не установлен, вам нужно будет закрыть 3ds Max (не забыв сохранить сцену), после чего скачать кодек, например, отсюда (600 Кб) и установить. После этого выберите его в списке Compression (см. скриншот выше)


7) Пожалуйста, используйте для текстур только файлы JPEG. Они хорошо сжимаются и лучше всего подходят для пересылки по почте.

8) После того, как сцена будет готова, а анимация – отрендерена, просмотрите ее еще раз и, убедившись в том, что ошибок нет, запакуйте в архив файл сцены, текстуры и видеофайл.


Если вы довольны результатом и хотите показать, что у вас получилось, другим ученикам школы, вы можете загрузить файл анимации на какой-нибудь файлообменный сервер, например, на Rapidshare.com и выложить ссылку в своем классе. Если анимация понравится нам и не будет невероятно огромного размера, мы закачаем ее на сайт, чтобы ее всем было удобно скачивать.
Форум Топик Ответов
Будьте в курсе новостей