1 Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности » 3domen.com - сайт Сергея и Марины Бондаренко
Регистрация  Напомнить пароль?
 Отправлено SergeyMarina 12 мая 2007   

В обзоре рассматриваются самые популярные генераторы 3D-ландшафтов - Bryce, Vue и Terragen. Вопреки пессимистическим предсказаниям фантастов, компьютер не только не вытеснил искусство, но и поспособствовал его развитию. Современные художники активно используют эти программы в своих работах. Это совсем не пустая забава, как это может кому-то показаться на первый взгляд. Напротив, у этих программ очень широкая область применения - от полиграфического дизайна и рекламных роликов до создания макетов архитектурных сооружений и моделирования местности с характерными геодезическими особенностями. Кроме этого, трехмерные ландшафты позволяют изучить геологию и лучше понять строение атмосферы.






Программ для моделирования трехмерных фотореалистичных ландшафтов не так и много. Главная причина этого кроется в специфическом предназначении такого рода приложений – решить задачу трехмерного моделирования природы очень сложно. И вот почему. Практически все профессиональные пакеты для работы с трехмерной графикой, имеют схожий набор инструментов для моделирования сцен. В основе всех этих средств лежат математические выражения, которые описывают форму создаваемой или редактируемой поверхности. Когда в окне проекции помещается новый объект, например, сфера – в этот момент программа использует простую формулу, хорошо известную из курса математики X2+Y2+Z2=R2 .

Однако по мере того, как форма объекта становится более сложной, формула, описывающая трехмерную поверхность, становится более громоздкой и количество производимых вычислений в программе возрастает. Что же касается таких объектов, как горы, водная поверхность и пр., то для реалистичного представления этих объектов необходимо, чтобы они имели высокую степень детализации, а значит, и вычисления в программе будут занимать много времени.

Кроме этого, практически все естественные природные объекты обладают сложной неповторяющейся структурой, которую невозможно описать никакими формулами. Единственный приемлемый для расчетов вариант – использование сложных фрактальных алгоритмов. Именно поэтому программы, которые ориентированы на дизайнеров, занимающихся трехмерными природными ландшафтами, практически не имеют инструментов для моделирования трехмерных объектов в привычном смысле этого слова. При написании программистами таких приложений, основное внимание уделяется разработке более совершенного метода визуализации, который позволил бы получить качественное изображение за как можно меньший промежуток времени.

Принято считать, что на мерцающее пламя костра и накатывающиеся океанские волны человек может смотреть бесконечно долго. То же самое можно сказать про каждую стихию природы. В проявлении любой из них есть что-то мистически привлекательное, вызывающее почти гипнотическое состояние, при котором трудно отвести взгляд в сторону. Наверное, поэтому программы, создающие трехмерную иллюзию природных явлений, вызывают у многих неподдельный интерес и желание изучить данную область компьютерной графики. Подобные программы одновременно сложны и легки в использовании. Для того чтобы создать в первый раз трехмерный мир, достаточно наугад кликнуть мышью в окне программы и несколько раз попасть по нужным кнопкам. Однако для того чтобы сделать его по живому реалистичным, нужно не только в совершенстве владеть инструментарием программы, но и быть хотя бы чуточку художником.

Bryce 6
Судьба программных продуктов часто бывает не менее интересна, чем судьба людей. Есть такие программы, которые рождаются под крылом заботливых родителей и успешно развиваются на протяжении многих лет, не зная горя и печали. А вот другие программы ждет иная участь: их разработчики объявляют себя банкротами и продают свои детища или просто передают свои программы в другие руки. Генератор ландшафтов Bryce постигла именно такая участь. За свою десятилетнюю историю (первая версия Bryce для Windows вышла в 1997 году) программа неоднократно переходила из рук в руки и продавалась под лейблами MetaCreations, Corel и, наконец, DAZ Productions. Но вот интересно, что, выпуская новые версии, ни один из владельцев существенно не перерабатывал программу, поэтому Bryce до сих пор имеет классический интерфейс, присущий программам давно уже несуществующей компании MetaCreations.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Впрочем, то, что интерфейс не меняется, вполне можно связать с тем, что он всегда был визитной карточкой Bryce, и неизвестно, как бы поклонники программы отнеслись к его изменению.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

На первый план вынесены самые простые и нужные функции: виртуальный трекбол и еще несколько рычагов управления позволяют манипулировать камерой, тут же есть средства переключения между видами в окне проекции (вид сверху, снизу, из камеры, слева и т.д.). Кстати, наличие только одного окна проекции – это своеобразная "изюминка" Bryce – обычно в 3D-редакторах представлено 4 окна.

Основные инструменты программы вынесены на панель инструментов, которая содержит три вкладки: Create, Edit и Sky&Fog. Первая предназначена для создания примитивов, причем, в их числе как простейшие цилиндр, тор, конус, так и специфические – камень, гора, дерево. Есть также четыре типа поверхности – вода, земля, облака и горный ландшафт, и несколько источников света, которые используются для общей освещенности сцены или подсветки отдельных объектов.

Прежде чем начать работу над проектом, не лишним будет заглянуть в окно File>Document Setup, где нужно установить разрешение выходного изображения. Если вы собираетесь заставить объекты двигаться, то нужно также указать настройки анимации. Это можно сделать в окне File>Animation Setup. Тут можно указать продолжительность анимации, а также такой важный параметр, как частота кадров в секунду (FPS). По умолчанию он равен 15, а для получения качественного видеоролика нужно установить не менее 25.

Создавать сложные модели, как в 3ds Max или Maya, в Bryce нельзя, но это, в общем-то, для такой программы не главное. Тем более, что они поддерживает импорт основных форматов, в которых сохраняются модели, созданные в разных 3D-редакторах – *.3ds, *.lwo, *.cob, *.dfx, *.obj, *.x, *.wrl и прочие. Кроме этого, Bryce тесно интегрирована с программой Daz Studio, которая предназначена для создания 3D-анимации на основе готовых моделей и библиотек, включающих элементы одежды, окружающей среды и т.д. Перейти в Daz Studio можно прямо из Bryce, нажав самую большую кнопку в верхней части окна программы. Daz Studio сама по себе бесплатна, но библиотеки моделей и аксессуаров для нее распространяются на коммерческой основе.

Набор готовых моделей, которые можно использовать в Bryce, не ограничен теми, которые вынесены на панель инструментов. Если щелкнуть по кнопке в виде стрелки, направленной вниз, которая расположена возле названия Create, вы попадете в библиотеку моделей. Тут можно выбрать деревья, кустарники и травы, разные формы ландшафтов, множество геометрических фигур, камни и даже предметы мебели. В библиотеку объектов можно добавлять новые категории и наполнять их своими объектами.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Для создания некоторых типов объектов в Bryce предусмотрены отдельные редакторы. Например, параметры объекта Tree можно изменять в специальном редакторе деревьев. Как правило, сначала имеет смысл определиться с типом дерева или кустарника, выбрав заготовку из списка Shape, а затем подобрать параметры конкретного объекта. К ним относятся число и толщина ветвей, толщина ствола, количество листьев и пр.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Одно из наиболее интересных средств Bryce – редактор формы ландшафтов. Для того чтобы его вызвать, достаточно добавить в сцену объект Terrain, после чего нажать небольшую кнопку в виде буквы E, расположенную рядом с ним. Используя многочисленные средства редактора, можно точно описать рельеф поверхности. Общую форму можно нарисовать при помощи мыши, после чего установить тип шума на поверхности, сделать пики более сглаженными или, наоборот, более резкими.

Используя кнопку Load на вкладке Pictures окна Editing Tools, можно загрузить в редактор любую фотографию. Это даст возможность добиться очень интересного эффекта, обусловленного светлыми и темными участками фото - чем светлее участок фотографии, тем выше будут горные пики. Получится, что если взглянуть на созданную таким образом горную систему сверху, можно будет узнать человека, изображенного на фото.

Вкладка Edit предназначена для редактирования объектов, которые уже добавлены в проект. С помощью простых инструментов объекты можно перемещать, поворачивать, устанавливать их положение относительно друг друга, а также изменять размер. Тут же есть кнопка для открытия окна Materials Lab, в котором можно подобрать параметры материала для объекта. Материалы в трехмерной графике используются для того, чтобы сделать объекты узнаваемыми. К параметрам материала относятся основной цвет, степень прозрачности, отражение и преломление в материале лучей света, рельефность, металлический блеск и др. Впрочем, настраивать материал с использованием этих параметров необязательно, ведь можно использовать обширную библиотеку предварительных заготовок. Тут есть готовые материалы облаков, песка, камней и скал, листьев, тумана и т.д. Все материалы из библиотеки можно корректировать, добиваясь именно такого вида, какой вам нужен.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Наконец, последняя вкладка на основной панели инструментов – Sky&Fog. Как несложно догадаться по названию, тут собраны инструменты для создания атмосферы сцены. С их помощью можно изменять время суток, а также управлять цветом неба и дымки, высотой облаков, наличием тумана и его цветом. Все параметры представлены в виде небольших интерактивных значков. Для их изменения нужно установить курсор на такой иконке, нажать кнопку мыши, после чего переместить ее вверх или вниз, вправо или влево. Единственный круглый значок предназначен для управления положением Солнца на небе.

На иконке предварительного просмотра в верхнем левом углу окна программы можно наблюдать, как сказалось изменение параметра на всей сцене. Сцену можно просматривать с разных точек, а наиболее удачные ракурсы сохранять, используя слоты, расположенные слева от этого значка.

Расширенные настройки атмосферы доступны в окне Sky Lab, которое можно вызвать, нажав кнопку в виде облака. Все изменения, которые вносятся в проект, можно сразу же отслеживать в окне предварительного просмотра справа.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности


Тут можно управлять размером Солнца и Луны, количеством и яркостью звезд и комет, если их присутствие необходимо в проекте. Также задается фаза Луны, наличие бликов вокруг солнечного диска и контрастность теней. На вкладке Cloud Cover задается скорость облаков, их турбулентность, присутствие/отсутствие теней, амплитуда, плотность облачного покрова. Параметры вкладки Atmosphere помогают добавить радугу или даже две, настроить плотность и высоту тумана и дымки. Наконец, на последней вкладке окна Sky Lab есть возможность добавить в сцену файл в формате HDR. Изображения в этом формате обладают более широким динамическим диапазоном и позволяют более реалистично передать информацию о цвете и интенсивности освещения, чем обычные фотографии. Как правило, такие изображения используются для создания реалистичного окружения.

Стоит заметить, что в нижней части окна Sky Lab есть временная шкала, которая дает возможность изменять параметры сцены во времени. Это означает, что вы можете создать анимацию, которая будет начинаться с утренней дымки, а заканчиваться глубокой ночью. При этом, вам достаточно задать только начальный и конечный вид атмосферы, а все промежуточные параметры будут подобраны программой автоматически. Такой метод создания анимации широко используется во всех 3D-редакторах и основан на ключевых кадрах. Самый просто пример их использования можно описать так: в первом кадре создается утренняя сцена, добавляется ключевой кадр (для этого нажимается кнопка в виде плюса рядом со значком ключа), ползунок анимации перемещается в конец, изменяются настройки сцены так, чтобы это была сцена заката, создается второй ключевой кадр. Теперь на конечной анимации можно будет наблюдать, как утро переходит в вечер. Чтобы этот переход был более плавным, обычно добавляют дополнительные ключевые кадры в середине анимации.

Кстати, анимировать в Bryce можно не только параметры атмосферы, но и материалы разных объектов сцены. Это делается в окне Materials Lab по принципу, описанному выше.

После того, как работа над сценой будет завершена, ее обязательно нужно визуализировать, или, как еще говорят, отрендерить. Для этого нужно нажать большую круглую кнопку, расположенную под элементами управления камерой. Bryce просчитывает изображение в несколько этапов – сначала картинка показывается в черновом качестве, затем – в улучшенном, и так – несколько раз. Это очень удобно, так как вы всегда можете остановить просчет, если даже на черновом варианте картинки увидите, что какие-то параметры нужно изменить. Для промежуточной визуализации удобно использовать режим Fast Preview, в котором рендеринг проходит быстрее, но, естественно, и качество выходного изображения хуже. Чтобы включить этот режим, нажмите кнопку-сферу слева от кнопки, запускающей просчет. Если во время настройки сцены вы вносите изменения лишь в некоторые объекты, то тратить время на тестовый просчет всего проекта нерационально. Гораздо удобнее использовать возможность визуализации отдельного участка. Для этого просто нарисуйте рамку вокруг участка, который вы хотите отрендерить, и нажмите кнопку-сферу, которая появится вокруг нее.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

[pagebreak]

Vue 6

Vue – это не одна программа, а целая линейка приложений для создания природных ландшафтов. Все они имеют схожий интерфейс и отличаются только функциональностью и, соответственно, ценой.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Самая простая программа из линейки Vue называется Easel. Она ориентирована на любителей и содержит только базовые средства для создания ландшафтов и анимации. Немного более продвинутая программа, Vue 6 Esprit, отличается интеграцией с программой для создания персонажей Poser. Линейка профессиональных программ включает Vue 6 Infinite, ее упрощенную версию Vue 6 Pro Studio с ограниченными возможностями экспорта, а также Vue 6 xStream, которая содержит все возможности Vue 6 Infinite, а кроме этого имеет средства для интеграции с основными пакетами компьютерной графики - пользователей 3ds Max, Maya, LightWave и другими. Благодаря этим инструментам, можно использовать ландшафты, сделанные в Vue, в проектах, которые создаются в этих 3D-редакторах.

Ниже речь пойдет о программе Vue 6 xStream.

Несмотря на то, что при открытии программы уже создается новый проект, лучше начать работу с выполнения команды File>New. В этом случае программа предложит выбрать тип атмосферы. К вашим услугам множество заготовок для имитации восходов, закатов, пасмурных и солнечных дней. Есть даже заготовки, в которых погодные условия изменяются, например, идет дождь.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности


Окно программы представлено в виде четырех окон проекций, в которых можно наблюдать, как сцена выглядит сверху, сбоку, спереди, а также из объектива камеры. Если требуется, можно развернуть одно из окон во весь экран. Для этого нужно щелкнуть по самому левому значку в верхней части окна и выбрать команду Maximize/Restore. Еще один способ – щелкнуть по окну проекции, которое нужно развернуть, после чего нажать кнопку Toggle Current View/Four Views на панели инструментов вверху.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

На панель инструментов слева вынесены кнопки для создания основных объектов – земли, водной поверхности, неба, камней, деревьев, а также разных примитивов, которые обычно присутствуют во всех 3D-редакторах – цилиндра, тора, пирамиды, сферы и т.д. Стоит отметить наличие интересного объекта Planet, который пригодится, если вы захотите создать инопланетный пейзаж. Также в проект можно добавлять источники света, которые могут быть направленными (Directional), всенаправленными (Point) и исходящими из определенной точки в виде пучка лучей (Spot). Также есть возможность создания плоскости, излучающей свет.

Один из главных объектов Vue – горы. При создании таких объектов можно указать разрешение, которое определяет качество будущего рельефа. Разрешение может быть от единицы до 2048 пикселов, но в большинстве случаев лучше оставлять значение 256x256, которое используется по умолчанию. Важно иметь в виду, что чем выше разрешение, тем больше времени понадобится на визуализацию.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

В том же окне, где задается разрешение, можно установить флажок Generate Fractal Terrain, при установке которого горы будут генерироваться по фрактальному алгоритму.

Рельеф горной поверхности создается в специальном редакторе. Работу над рельефом можно условно разделить на три этапа: выбор приблизительной формы поверхности из предложенных заготовок (каньон, дюны, айсберг, лунная поверхность и пр.), работа в режиме Brush Mode, где рельеф можно подкорректировать при помощи кисти, добавление разных эффектов. Эффектов, которые помогают сделать рельеф неповторимым и реалистичным, невероятно много. Это и кратеры, и имитация воздействия внешних факторов, таких как ветер, и добавление трещин и плато. Также можно размывать рельеф или наоборот, делать его более четким. Скорректировать форму рельефа можно и, используя параметры фрактального алгоритма, которые вызываются кнопкой Options.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Как и в Bryce, для создания рельефа можно использовать заранее заготовленные изображения. После загрузки картинки программа построит возвышенность, следуя принципу: чем светлее участок, тем больше его высота.

Заранее определить, какое разрешение горной поверхности лучше всего использовать для того или иного проекта, достаточно сложно. Поэтому в Vue предусмотрена возможность изменять его "на ходу". Для этого в редакторе рельефа есть две кнопки для быстрого уменьшения или увеличения разрешения в два раза.

Созданную средствами редактора рельефа гору можно использовать не только в проектах Vue, но и экспортировать в другие программы. Нажав кнопку Export, ее можно сохранить в однном из популярных форматов - *.3ds, *.lwo, *.obj, *.dfx и прочих.

Для управления объектами сцены предусмотрена командная панель, расположенная в правой части окна программы. Она содержит три вкладки - Aspect, Numerics и Animation. Первая предназначена для выбора материала элемента сцены. Тут также можно исключить объект из воздействия непрямого освещения или вовсе отключить его визуализацию. Это может пригодиться при тестовом просчете сцены.

Вкладка Numerics позволяет определить положение объекта в сцене, а также задать его ориентацию и изменить масштаб. Кроме этого, можно поменять положение опорной точки – места, где сходятся локальные координаты объекта. Благодаря изменению опорной точки при выполнении поворота элемент сцены будет вращаться по-другому.

Наконец, вкладка Animation помогает задать параметры анимации – определить, как именно будет двигаться объект и как он при этом будет взаимодействовать с другими элементами сцены. Также можно задать траекторию движения камеры.

Стоит заметить, что для того чтобы на командной панели появились какие-либо параметры, необходимо выделить объект в сцене. Это можно сделать, щелкнув по нему непосредственно в окне проекции или же по его названию в нижней части командной панели. Тут наглядно представлена вся иерархия сцены с примитивами, источниками света, камерами и т.д. Ориентироваться в них несложно, поскольку каждому типу объекта соответствует значок. Кроме этого, дважды щелкнув по объекту, можно изменить его название.

Инструменты для управления видом в окне проекции также вынесены на командную панель и объединены в группу Main Camera. Ландшафт можно вращать, приближать, изменять диафрагму объектива камеры, через которую ведется наблюдение, и т.д.

Для достижения реализма необходимо обязательно поработать над материалами. Это можно сделать, используя окно выбора материалов. В Vue имеется достаточно большая библиотека готовых материалов, которые при необходимости можно редактировать. По умолчанию большинству объектов уже назначен материал. Для его изменения достаточно щелкнуть по объекту правой кнопкой мыши и выбрать команду Change Material. Материалы в библиотеке разделены по категориям – стеклянные и металлические поверхности, разные виды строений, облаков, скал и т.д. В библиотеку можно добавлять и собственные материалы, создавая для них отдельные категории или помещая в уже существующие.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Однако настоящая работа над материалами ведется в окне расширенного редактора (Advanced Material Editor). Если объект, материал которого нужно изменить, уже выделен, то для вызова этого окна можно дважды щелкнуть по картинке на вкладке Aspect командной панели. Еще один способ быстро настроить материалы – наддать кнопку Show MaterialSummary на панели инструментов вверху. Она выведет список всех материалов, которые используются в сцене. Двойной щелчок по одному из них, и вы окажетесь в расширенном редакторе. Тут можно определить такие характеристики материала, как цвет, величина вмятин, наличие и размер бликов, прозрачность, отражение. Есть и интересный эффект подповерхностного рассеивания, когда свет как бы распространяется в материале. Примером материала с таким эффектом может быть восковая свеча или человеческое ухо.

При изменении настроек материала нужно учитывать, что изображение материала в окне предварительного просмотра по умолчанию не обновляется. Это сделано для экономии ресурсов. После изменения значения какой-либо характеристики материала на картинке предпросмотра появится значок в виде восклицательного знака, сигнализирующий о том, что изображение не соответствует действительному виде материала. Просто щелкните по нему, чтобы отрендерить новую картинку с актуальными настройками.

После наполнения сцены основными объектами и настройки материалов для них можно переходить к созданию атмосферы. Правда, как вы помните, основные настройки атмосферы можно задать в самом начале работы, однако они часто требуют коррекции. Для вызова окна Atmosphere Editor достаточно нажать клавишу F4. В нем есть несколько вкладок, которые отвечают за вид Солнца и облаков, наличие тумана и дымки. Кроме этого, тут определяются настройки ветра, что важно при анимации сцены. При отсутствии ветра любой ландшафт выглядит безжизненно, а легкий бриз сразу делает его реалистичным.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности


В зависимости от типа проекта может понадобиться добавить в сцену звезды, радугу и другие необычные эффекты. Для этого нужно перейти на вкладку Effects, активировать нужный эффект (по умолчанию такие нечасто используемые элементы отключены) и выполнить его настройку.

Как и в любом другом 3D-редакторе, в Vue большое значение имеют настройки визуализации. Некачественный просчет может свести на нет все труда по размещению объектов в сцене, настройке параметров освещения и подбору материалов. Для удобства в программе предусмотрено несколько режимов визуализации, которые можно использовать для просчета сцен разного типа. Например, если требуется выполнить тестовую визуализацию, можно выбрать вариант Preview, а конечное изображение лучше отрендерить с лучшими настройками, например, выбрав вариант Final. Конечно же, все параметры визуализации можно настроить вручную, например, включить просчет мягких теней, которые делают изображение более правдоподобным, задействовать эффект глубины резкости, включить просчет прозрачных объектов. Для повышения качества изображения рекомендуется также использовать сглаживающий фильтр (Antialiasing).

Очень удобно то, что визуализировать можно не всю сцену целиком, а только выделенные объекты. Кроме этого, можно отдендерить выбранный участок кадра. Для этого нужно выбрать команду Select Render Area в меню Render и выделить участок, который нужно просчитать, мышкой.

Результатом работы в программе может быть как графический файл в форматах *.bmp, *.tga, *.jpg, *.jpeg, *.gif, *.tif и пр., так и анимация. Программа поддерживает большое число видеоформатов, в том числе Quick Time и Real Video.

Terragen 2

Terragen – эта программа, название которой стало почти нарицательным. Действительно, при упоминании о генераторе ландшафтов очень многие вспоминают именно о Террагене, причем, независимо от того, запускали они когда-нибудь программу, или нет. Такую славу Terragen получил вполне заслуженно. Шутка ли, при размере дистрибутива всего лишь около 2 Мб программа ни в чем не уступает генераторам ландшафтов, занимающим по несколько сотен мегабайт.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

У Террагена есть еще одна интересная особенность: программа развивается крайне медленно и как-то особняком от всех. В то время, как создатели других приложений подобной направленности все время выпускают новые версии, стараясь переманить пользователей, привыкших к другим программам, Terragen медленно движется по собственному пути. За почти 10 лет разработки Терраген достиг всего лишь второй версии, да и то, это не конечный релиз, а предварительная версия, так называемая Technology Preview. В эту версию не включены все возможности, которые будут доступны в финальном релизе, и решение о ее выпуске, видимо, было принято из-за того, что разработка Terragen 2 затянулась на гораздо более долгий срок, чем предполагалось (автор Террагена, Матт Фэркло, обещал вторую версию еще к середине 2005 года).

Terragen совершенно не похож ни на одну другую программу для создания ландшафтов. Он имеет уникальный интерфейс, главным элементом которого является окно предварительного просмотра. Это именно окно предпросмотра, а не окно проекции, как в других 3D-редакторах. В нем отображается приблизительный вид конечной сцены, в том числе облака, атмосфера, земная поверхность и т.д. При изменении параметров сцены картинка тут же изменяется. Если сцена сложная, то имеет смысл отключить некоторые элементы, чтобы обновление рабочей области происходило быстрее, и компьютер не задумывался.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Чтобы пользователь не задумывался над тем, какой элемент сцены он уже добавил, а о каком забыл, в Terragen кнопки для добавления и настройки главных составляющих пейзажа вынесены на самое видное место и выстроены в ряд. Их расположение определяет порядок добавления в сцену тех или иных компонентов – гор, водной поверхности, атмосферы, освещения, камер и т.д.

Начинать создание собственного мира нужно с нажатия кнопки Terrain, которая отвечает за создание горной поверхности. Для добавления нового объекта используется команда Add Terrain > Power Fractal. Стоит заметить, что даже рельеф, который создается по умолчанию, выглядит очень реалистично, а используя многочисленные ползунки и поля для ввода числовых значений, можно добиться именно такого вида гор, который существует в ваших мечтах. Настройки гор разбиты на несколько вкладок, на которых можно задать цвет поверхности, параметры зашумления и смещения и пр.

Стоит заметить, что для раскрашивания рельефа можно использовать несколько слоев, например, один для растительности на склонах, другой – для имитации заснеженных участков, третий – для скал. Для создания нового слоя нужно нажать кнопку Shaders и выбрать команду Add Layer, после чего выбрать один из доступных вариантов слоев.

Один из важных этапов работы над сценой – настройка атмосферы. Для этого достаточно нажать кнопку Atmospere, после чего можно будет указать плотность и цвет дымки, а также добавить один или несколько слоев облаков. Для каждого слоя устанавливается цвет, толщина, а также высота над уровнем моря.

Для настройки освещения нужно нажать кнопку Lightning. По умолчанию в сцене присутствует источник света, имитирующий солнечный свет. Его можно настроить, а также добавить другие осветители. Два главных параметра Солнца – это Heading и Elevation. С их помощью можно подобрать положение светила на небе, а значит, определить, какое время суток в вашем виртуальном мире.

В визуализации проекта нет ничего сложного, однако потребуется запастись терпением. Если сцена содержит большое число объектов и слоев, то даже не мощном компьютере рендеринг может занять немало времени. Чтобы запустить процесс, выберите команду Render в меню View. Небольшая ложка дегтя: в бесплатной версии Terragen есть ограничение на разрешение выходного изображения 800x600 пикселов. Это означает, что если вы решили отрендерить пейзаж на рабочий стол, то, она займет лишь часть экрана. Впрочем, пока что альтернативы нет, так как коммерческая версия Terragen 2 еще не продается, и работать с ней имеет возможность лишь небольшая группа бета-тестеров.

Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности

Заключение

Вопреки пессимистическим предсказаниям фантастов, компьютер не только не вытеснил искусство, но и поспособствовал его развитию. Современные художники активно используют описанные выше программы в своих работах. Bryce, Vue 6 xStream или Terragen – это совсем не пустая забава, как это может кому-то показаться на первый взгляд. Напротив, у этих программ очень широкая область применения - от полиграфического дизайна и рекламных роликов до создания макетов архитектурных сооружений и моделирования местности с характерными геодезическими особенностями. Кроме этого, трехмерные ландшафты позволяют изучить геологию и лучше понять строение атмосферы.

А еще программы для генерирования виртуальных ландшафтов – это отличный способ расслабится в перерыве между основной работой на компьютере, дав волю своей фантазии. Даже если не ставить перед собой какую-нибудь определенную цель, можно получить немало удовольствия просто выдумывая фантастический мир. И даже если у вас не выйдет задуманный сюжет трехмерной сцены, из этой работы получится очень неплохие обои на рабочий стол.

Сергей и Марина Бондаренко Генераторы 3D-ландшафтов: за пределами реальности


Написано для Hard'n'Soft









Еще по теме:

  • Пять генераторов 3D-ландшафтов
  • BluffTitler DX9: титры, титры и еще раз титры
  • Обзор программы Boris RED 4.2
  • Bryce 6.1: обновление генератора ландшафтов



  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Форум Топик Ответов
    Будьте в курсе новостей