1 Моделирование цифрового фотоаппарата » 3domen.com - сайт Сергея и Марины Бондаренко
Регистрация  Напомнить пароль?
 Отправлено SergeyMarina 28 февраля 2011   

Урок посвящен использованию групп сглаживания и инструментов полигонального моделирования





Урок написан для школы CGLiberty и является частью одиннадцатого занятия, посвященного группам сглаживания. Узнать подробнее о школе и о том, как в нее записаться, можно тут

Дополнительные материалы

Важно!

В освоении материалов школы вам очень поможет книга "3ds Max 2008 за 26 уроков" - печатная версия уроков CGLiberty, дополненная расширенными теоретическими сведениями.


3ds Max 2008 за 26 уроков



Объект моделирования - цифровой фотоаппарат.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Итак, начинаем с примитива Box. Создаем его и сразу же преобразовываем в редактируемую поверхность, используя модификатор Edit Poly. Обратите внимание, что нам не нужно много сегментов, поэтому параллелепипед создается с настройками по умолчанию.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим в режим редактирования Рolygon и выделяем один полигон с той части фотоаппарата, на которой будет объектив. Используем инструмент Tesselate для того чтобы создать четыре полигона на основе одного.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим в режим редактирования Vertex, выделяем среднюю вершину и используем инструмент Chamfer, чтобы создать полигон, который станет основой для создания объектива.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделим полученный полигон, после чего используем инструмент Inset, чтобы создать полигон меньшего размера.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переместим полигон немного вперед, а затем снова сделаем полигон меньшего размера с помощью инструмента Inset.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выдавим полученный полигон, используя Extrude.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Повторяем те же действия несколько раз.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

На последнем этапе производим выдавливание вовнутрь. Для этого указываем отрицательное значение параметра Extrusion Height.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Чтобы посмотреть, что получилось, применим модификатор Turbosmooth. Как видим, наша модель очень слабо напоминает фотоаппарат.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Проблема в группах сглаживания. Чтобы модель выглядела так, как нужно, необходимо изменить группы сглаживания, которые установлены по умолчанию.
Отключим действие TurboSmooth и вернемся в режим редактирования полигонов. Теперь нужно выделить все полигоны, которые относятся к каждому кольцу объектива, и назначить для каждого кольца свою группу сглаживания. Для этого нужно нажать кнопку с номером группы сглаживания в свитке Polygon Properties. Какую именно группу сглаживания назначать, особой роли не играет. Главное - быть уверенным в том, что прилегающие друг к другу области не имеют ту же группу сглаживания. По умолчанию для параллелепипеда используются группы сглаживания 2-7, поэтому можно смело выбирать номера в районе 15 и выше. Итак, сначала для полигонов первого кольца назначаем группу сглаживания 15, потом выделяем второе кольцо и назначаем 16 и т.д.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь, если снова включить модификатор TurboSmooth и установить в его настройках флажок Separate By Smoothing Groups, вы увидите, что объектив приобрел нужную форму. Установка этого флажка означает, что сглаживание будет производиться с учетом групп сглаживания.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Мы видим, что корпус требует коррекции, поскольку его углы такие острые, что об них можно порезаться. Корпуса современных фотоаппаратов скругленные, поэтому воспользуемся инструментом Chamfer, чтобы создать фаску. Нужно выделить все ребра, которые расположены по периметру корпуса. Очень удобно это делать, выделив корпус в режиме Рolygon, а затем, удерживая клавишу CTRL, нажать кнопку Edge в свитке Selection. После этого, удерживая клавишу Alt, нужно удалить из выделения ненужные ребра.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

После выполнения фаски модель примет следующий вид

Моделирование цифрового фотоаппарата

Если включить модификатор TurboSmooth, можно увидеть, что при сглаживании мы получаем некорректную форму.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Этот недостаток легко исправить, если выделить все полигоны, кроме тех, которые относятся к объективу, и назначить им одну группу сглаживания. Обратите внимание, что выбираемая вами группа не должна совпадать с группами сглаживания, которые вы выбирали для объектива, поскольку если группа сглаживания кольца объектива, крайнего со стороны корпуса, совпадет с номером группы, назначенной для корпуса, то будет выполнено ненужное сглаживание.
После того, как корпусу будет назначена одна группа сглаживания, фотоаппарат приобретет такой вид.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Снова отключим действие модификатора TurboSmooth и продолжим моделирование. Для того чтобы моделировать детали было проще, уплотним полигональную сетку. Сделаем это, используя операцию Msmooth, находясь на уровне работы с объектом Edit Poly (не на уровнях подобъектов). Выполняя операцию, нужно установить флажок Separate By Smoothing Groups.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь перейдем к созданию жидкокристаллического дисплея с обратной стороны фотоаппарата. Для этого в режиме Edge выделим ребра так, будто бы собираемся сыграть в крестики-нолики, и удалим их, используя операцию Remove.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Получится один большой полигон. Выделим его и, используя операцию Inset, вставим внутрь полигон поменьше.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделим полигоны, которые находятся вокруг новообразованного полигона, и выполним операцию Extrude. Дисплей готов.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

[pagebreak]

Переходим к созданию окошка видоискателя. Выделим одно из ребер, расположенных над дисплеем, и создадим фаску.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим в режим редактирования Рolygon и выделяем полученный полигон. Затем используем операцию масштабирования, чтобы уменьшить его до нужного размера.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь вспоминаем о присосках осьминога из прошлого урока и выполняем все те же действия: сначала используем операцию Bevel, выдавливая окошко наружу, а затем - внутрь. Готово.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Перемещаемся в правую часть фотоаппарата и создаем джойстик, которым обычно комплектуются современные модели. Переходим в режим редактирования Vertex, выделяем вершину и выполняем фаску. Новый полигон должен быть такого размера, чтобы он не пересекал ни одно из вертикальных ребер.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделяем полученный полигон и вставляем в него полигон поменьше, используя операцию Inset.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделяем область вокруг нового полигона и выполняем выдавливание на небольшую величину. Теперь переходим в режим редактирования Edge, выделяем четыре ребра, как показано на рисунке, и перемещаем их внутрь. Это сделает кнопку вогнутой.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделяем полигон внутри кнопки и выдавливаем его при помощи операции Bevel, делая похожим на кнопку

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделяем все полигоны, которые образуют кнопку и назначаем им одну группу сглаживания, чтобы после применения TurboSmooth кнопка была гладкой

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Создадим окошко видоискателя с передней части фотоаппарата, над объективом. Для начала удалим вершину, чтобы образовался большой полигон.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Из-за применения MSmooth топология модели состоит из ребер, которые расположены неровно и имеют разную длину. Чтобы было проще сделать окошко видоискателя, нужно создать прямоугольную область на поверхности. Для этого подойдет инструмент Slice. Переходим в режим редактирования Рolygon и выделяем полигон, образовавшийся после удаления вершины. Нажимаем кнопку Slice Plane. Появилась плоскость разрезания. Подбираем ее положение, учитывая, что в месте пересечения ее с поверхностью объекта появятся ребра. Когда положение плоскости подобрано, нажмем кнопку Slice. После этого передвигаем плоскость и создаем второе горизонтальное ребро.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь поворачиваем плоскость разрезания на 90 градусов и создаем вертикальное ребро, а затем передвигаем ее и создаем еще одно.

Моделирование цифрового фотоаппарата


Моделирование цифрового фотоаппарата


Когда все ребра созданы, можно отжать кнопку Slice Plane. Вот, что получилось

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделим ребра по периметру образованного прямоугольника и выполним выдавливание наружу.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь перейдем в режим редактирования Рolygon и выделим получившееся окошко видоискателя. Используем операцию Tesselate, чтобы уплотнить полигональную сетку этой области. Благодаря этому после сглаживания она примет слегка прямоугольную форму. Поскольку окошко получилось слишком широким, подкорректируем его форму, используя операцию Scale.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Вот, что получилось

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим к созданию кнопки затвора. Сначала выделим две вершины на верхней части модели и удалим их при помощи операции Remove, чтобы получить большой полигон

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Используя инструмент Slice (не забыв предварительно выделить полигон), создадим два пересекающихся ребра, как показано на рисунке

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим в режим редактирования Vertex, выделим вершину на пересечении этих ребер и создадим новый полигон, используя инструмент Chamfer.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Созданный полигон имеет ту же группу сглаживания, что и полигоны, которые его окружают. Нас это не устраивает, поскольку после сглаживания нужно, чтобы образовалась кнопка. Поэтому выделим полигон и назначим ему группу сглаживания, отличную от группы сглаживания остальной части корпуса.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Не выходя из режима Рolygon, используем операцию Msmooth, чтобы придать кнопке круглую форму.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь используем операцию Bevel, чтобы поднять кнопку на небольшую высоту.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Осталось выделить все полигоны, которые появились после выполнения выдавливания, и назначить им одинаковую группу сглаживания. Можно использовать ту группу, которую мы назначали кнопке, когда она еще не была выпуклой.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь создадим вспышку. Это просто. Для этого сначала готовим большой полигон, удалив одну вершину.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Используем операцию Bevel, чтобы выдавить полигон наружу.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Придать ему нужную форму помогут группы сглаживания. Выделяем все полигоны, которые получились в результате выдавливания, и назначаем им одну группу сглаживания.

Моделирование цифрового фотоаппарата


Моделирование цифрового фотоаппарата


Включим TurboSmooth и посмотрим, что получилось.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

[pagebreak]

Теперь создадим колесико, которое обычно используется для выбора режимов съемки. В разных моделях фотоаппаратов оно расположено в разных местах корпуса, в нашем случае - сбоку. Сначала в режиме Edge удалим ненужное ребро, чтобы получить длинный полигон.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь используем операцию Extrude, чтобы вдавить полигон внутрь.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Вставим внутрь еще один полигон при помощи инструмента Inset, после чего выдавим его наружу

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделим полигон, который образовался в выпуклой части, и применим по отношению к нему операцию Msmooth. Флажок Separate By Smoothing Groups нужно снять, чтобы группы сглаживания не учитывались, и колесико было округлым.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Используем инструмент Grow, чтобы расширить выделение на прилегающие области, пока не получим выделение, как на рисунке

Моделирование цифрового фотоаппарата

Снова применим к выделенному участку операцию Msmooth со снятым флажком Separate By Smoothing Groups.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Чтобы сделать форму колесика более круглой, переходим в режим редактирования Vertex, включаем режим SoftSelection, выделяем вершину в центре колесика и перемещаем ее до тех пор, пока не будем удовлетворены полученной формой.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделяем все полигоны, которые относятся к колесику, и назначаем им одну группу сглаживания, чтобы избавиться от угловатостей.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделяем ребра по периметру полигона, из которого мы производили выдавливание колесика, и делаем фаску

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Наше колесико получилось слишком широким, поэтому выделяем его и масштабируем в меньшую сторону.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Следующий этап - создание крепления для ремешка. Обычно его делают сбоку. Выделим два ребра в боковой части модели и при помощи операции Connect создадим три перпендикулярных им ребра.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Снимем выделение со среднего ребра и выполним выдавливание

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь по отношению к двум выделенным ребрам выполним фаску.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим в режим редактирования Рolygon и поочередно повернем два образовавшихся на прошлом этапе полигона так, чтобы они "смотрели друг на друга".

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделим оба полигона, которые обращены друг к другу, и выполним выдавливание, сократив расстояние между ними.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Не снимая выделения, используем инструмент Bridge, чтобы построить между полигонами мостик, иными словами, создать полигон между ними.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделим все полигоны, которые составляют крепление, и назначим им одну группу сглаживания

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Крепление получилось слишком широким, поэтому масштабируем его в меньшую сторону

Моделирование цифрового фотоаппарата

Завершим работу над формой крепления, сдвинув центральные полигоны немного вправо. Это сделает полученный элемент более округлым.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Потом снова включим TurboSmooth и посмотрим на результат.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Создадим несколько кнопок управления фотоаппаратом, которые расположены возле джойстика. Среди них обычно есть кнопка включения/выключения дисплея, кнопка для вызова меню и другие. Создадим одну кнопку над джойстиком и две - под ним. Принцип один и тот же: сначала выделяем полигон и увеличиваем плотность полигональной сетки выделенного участка, используя операцию Tesselate.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Переходим в режим вершин и при помощи операции Chamfer создаем фаску на месте центральной вершины, которая образовалась после применения Tesselate.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделяем полученный полигон и вставляем внутрь полигон, используя операцию Inset.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделяем полигоны, которые образовались вокруг созданного только что полигона, и выполняем операцию Bevel.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделяем всю область внутри кнопки и назначаем ей одну группу сглаживания

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Вот и фотоаппарат с кнопкой.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь по такому же принципу создаем кнопки под джойстиком. Поскольку они должны быть одинаковыми, сделаем их одновременно. Однако для того, чтобы при сглаживании форма кнопки была симметрично сглажена, в вершинах полигона, на основе которых она создана, должно сходиться равное количество ребер. Как можно увидеть на нашей модели, в вершинах одного полигона сходится разное число ребер – в левой верхней вершине пять, а в правой верхней - четыре. Поэтому нужно немного изменить топологию, создав два дополнительных вертикальных ребра.

Выделим два параллельных ребра и создадим вертикальное ребро между ними.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь нам нужно сделать еще одно вертикальное ребро слева.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь второй полигон готов для дальнейшей работы. Выделим его, а также полигон справа, из которого будет создана вторая кнопка, и используем операцию Inset для вставки дополнительных полигонов.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь по аналогии с верхней кнопкой выделим те, полигоны, которые образовались вокруг созданных в результате операции Inset. Легче всего это сделать так: выделить центральные полигоны, нажать кнопку Grow, чтобы выделилось все, что находится вокруг, а затем, удерживая клавишу Alt, снять выделение с центральных полигонов.

Используем операцию Bevel, выдавив выделенные полигоны вовнутрь.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделим всю область внутри кнопок и назначаем ей одну группу сглаживания

Моделирование цифрового фотоаппарата

Создадим в верхней части фотоаппарата переключатель, при помощи которого камера включается и выключается. На некоторых моделях эта функция реализована в виде кнопки, но мы не будем искать легких путей, ведь наша задача - сделать как можно больше разных по форме элементов на модели и хорошо усвоить группы сглаживания.

Перейдите в режим редактирования Рolygon и выделите полигон, на основе которого будет создан переключатель. На рисунке показаны ребра, расположенные по периметру этого полигона.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выполните выдавливание, после чего выделите все новообразованные полигоны и назначьте им одну группу сглаживания

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Применим к выделенной области операцию Tesselate.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь удалим два горизонтальных ребра и вершину посередине вертикального ребра, чтобы посередине полигона осталось только одно ребро. На картинке вершина еще не удалена, только выделена.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Вернемся в режим Edge, выделим ребро и выполним операцию Extrude.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Все необходимые элементы созданы, осталось добавить на объектив шторки.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Для этого сначала удалим ненужные ребра там, где мы будем создавать шторки. Получится большой полигон внутри.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Этот полигон по форме напоминает отверстие между шторками камеры. Повернем его, чтобы отверстие располагалось правильно. Для этого придется создать отдельный элемент, иначе при повороте будет искажаться геометрия модели. Выделим этот полигон, а затем нажмем Grow, чтобы выделить все полигоны, расположенные вокруг.

Нажмем кнопку Detach и в появившемся окне установим флажок Detach To Element. Мы получим отдельный элемент. Модель останется единым объектом, однако полученный элемент можно будет вращать без влияния на остальные ее части.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Не снимая выделения, повернем элемент. Если вы случайно сняли выделение, перейдите в режим Element и щелкните по любому полигону, который относится к созданному нами элементу. Тогда весь элемент будет выделен, и вы сможете его повернуть. Поскольку форма этого элемента не идеально круглая, при повороте вы можете заметить, что появились щели. В этом случае используйте операцию Scale.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Выделим все полигоны в центре объектива, кроме центрального, и используем операцию Bevel.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Теперь выделим, наоборот, полигоны, образующие шторку, и масштабируем их, придав нужную форму.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Моделирование цифрового фотоаппарата

Включаем TurboSmooth и любуемся фотоаппаратом.

Моделирование цифрового фотоаппарата

Важно!

В освоении материалов школы вам очень поможет книга "3ds Max 2008 за 26 уроков" - печатная версия уроков школы CGLiberty, дополненная расширенными теоретическими сведениями.

Моделирование цифрового фотоаппарата









Еще по теме:

  • Сложное выравнивание
  • Металлическая кастрюля со стеклянной крышкой
  • Моделирование перстня
  • Моделирование скрипки
  • Создание 3D-объектов при помощи модификатора Lathe



  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Форум Топик Ответов
    Будьте в курсе новостей