1 Создание стереограмм: все просто! » 3domen.com - сайт Сергея и Марины Бондаренко
Регистрация  Напомнить пароль?
 Отправлено SergeyMarina 3 апреля 2011   

Создание стереограмм: все просто! Скорее всего, многие из наших посетителей держали в своих руках и рассматривали стереограммы – картинки, которые становятся объемными, если фокусировать свое зрение за плоскость рисунка. В этой статье мы откроем секрет создания таких изображений.





Как устроена стереограмма

Зрение человека устроено таким образом, что в его мозг поступает информация одновременно о двух изображениях - с правого и с левого глаза. Эти изображения не идентичны, поскольку направление взгляда для каждого глаза происходит под разным углом. Такая особенность человеческого организма дает возможность оценить глубину пространства, то есть, представить себе примерное расстояние до тех или иных увиденных объектов. Создать иллюзию объемного изображения очень просто - достаточно запечатлеть два снимка одной и той же картины, сделанных из двух близко расположенных точек, а затем показать левому глазу одно изображение, а правому - другое. Аналогичный эффект создается при просмотре рисунков-стереограмм. Обычно, такие картинки выглядят как хаотичный узор, однако, на самом деле плоский рисунок стереограммы представляет собой два отдельных изображения, наложенных одно на другое с некоторым смещением. Когда человек смотрит «сквозь» рисунок, линии одного и другого изображения сливаются, и в мозге человека формируется объемная картина.

Рассматривание стереограмм – это не только интересное развлечение. Некоторые офтальмологи рекомендуют это занятие для людей, чья работа вызывает напряжение глаз, например, при продолжительном чтении с экрана монитора. Поскольку при рассматривании стереограмм человек сознательно управляет фокусом своего зрения, его глазные мышцы при этом тренируются. Правда, все хорошо, что в меру – слишком длительные упражнения по разглядыванию объемных картинок, наоборот, утомляют глаза.

Stereographic Suite – все, что нужно для создания стереограмм

Попробуем сделать оригинальную картинку с помощью мощного средства для создания стереограмм - Stereographic Suite. Этот пакет включает в себя три основных инструмента для создания трехмерных рисунков - утилиту для создания 3D-поверхностей, программу для генерирования текстуры и приложение для конечного создания стереограмм.

Подготовка трехмерных моделей в программе Modeler

Создание стереограммы начинается именно с этой утилиты. Прежде всего, необходимо решить, что именно будет показываться на объемном изображении. Трехмерная модель, очертания которой станут видны после того, как смотрящий сфокусирует свое зрение за плоскость стереограммы, может быть создана из простейших элементов в утилите Modeler. Это приложение представляет собой трехмерный редактор, напоминающий сильно упрощенную программу 3ds Max. C популярным пакетом от Autodesk данную утилиту роднит, прежде всего, внешнее сходство панели настроек, которая точь-в-точь повторяет функции командной панели профессионального 3D-редактора. Кроме этого, в Modeler присутствует возможность быстро добавить в сцену трехмерную модель чайника, который является своего рода «визитной карточкой» 3ds Max.

Создание стереограмм: все просто!

Несмотря на то, что программа называется Modeler, возможности трехмерного моделирования в этой утилите практически отсутствуют. В ее арсенале имеются простейшие трехмерные объекты, среди которых такие часто встречаемые формы, как куб, сфера, тор, цилиндр, конус, плоскость и др. Добавленные в проект модели можно вращать, двигать, удалять и приближать. Положение трехмерного объекта в окне программы соответствует тому, как будет выглядеть объемные поверхности при просмотре готовой стереограммы.

Если вас не устраивают скромные возможности моделирования, можно импортировать в проект любую готовую трехмерную модель, созданную в одном из продвинутых 3D-редакторов, таких как 3ds Max, Maya и т. д. Для этого используется команда Edit >Add Object > Add Model from File. Modeler поддерживает огромное число форматов трехмерных моделей: 3DS, OBJ, B3D, MD2, MD3, LWO, MD5MESH, MS3D и пр.

Как и в более продвинутых редакторах трехмерной графики, в Modeler имеется специальный модуль создания материала для трехмерных объектов. Каждый материал описывается набором характеристик, которые определяют свойства объекта - рисунок на его поверхности, степень его прозрачности и пр.

Существует два типа стереограмм, которые можно создавать в Stereographic Suite - скрытые и явные. В первом случае рисунок стереограммы будет выглядеть как хаотичный узор, а понять, что же именно «нарисовано», можно будет лишь после ее просмотра, когда 3D-объект проступит на плоском рисунке. При создании другого типа стереограмм содержимое и объекты, которые становятся объемными, если смотреть за плоскость изображения, не маскируются, из них составляется повторяющийся узор. В одном и другом случае программа использует данные об удаленности объектов от зрителя. Эта информация содержится в так называемой карте глубины. Карта глубины представляет собой плоский черно-белый рисунок, который описывает «выпуклость» плоского рисунка. Наиболее светлые фрагменты изображения соответствуют самым близким областям к зрителю, самые темные участки обозначают наиболее удаленные области объектов сцены.

Чтобы получить карту глубины, необходимо выполнить визуализацию сцены, нажав кнопку Render. Объемная стереограмма может использовать проецирование выбранной текстуры на трехмерную модель. Если вы хотите, чтобы объемная картина содержала не просто выпуклый объект, а трехмерный предмет с текстурой, необходимо также сохранить карту цвета, изображение которой находится на соответствующей вкладке окна визуализации.

Создание повторяющегося изображения в программе Texture Maker

Характерной особенностью большинства стереограмм является повторяющийся рисунок. Если к нему присмотреться, можно увидеть, что этот узор имеет основной элемент-картинку. С помощью утилиты Texture Maker можно указать, какой рисунок будет выбран для этого элемента, а также оформить фоновую текстуру стереограммы, указав положение узора на конечном изображении.

Редактор фоновых текстур содержит два основных инструмента - кисть и штамп. Первый позволяет рисовать выбранным цветом и размером мазка. Инструмент Stamp оставляет многократные «отпечатки» на текстуре. Профиль «штампа» можно указать, выбрав в настройках этого инструмента любое графическое изображение. Кроме этого, элементом узора стереограммы может выступать любая текстовая надпись.

Создание стереограмм: все просто!


Еще одна функция инструмента Texture Maker - создание бесшовной текстуры. Если воспользоваться этой опцией, рисунок стереограммы не будет содержать следов стыка отдельных элементов узора. Кроме этого, в редакторе Texture Maker имеется возможность генерирования процедурных текстур. Такие текстуры имеют случайный рисунок, созданный программой по одному из выбранных алгоритмов.

Создание стереограммы в программе Stereogram Generator

Эта утилита пакета Stereographic Suite компилирует конечный рисунок стереограммы. Для этого приложение использует трехмерные заготовки, сделанные при помощи инструмента Modeler, а также текстуры, сохраненные в Texture Maker. Впрочем, по умолчанию Stereographic Suite содержит небольшую библиотеку готовых трехмерных объектов, карт глубины и подготовленных текстур, которые можно использовать в качестве фона. Поэтому даже новичок может с легкостью создать свою собственную стереограмму, загрузив понравившиеся элементы стереограммы в Stereogram Generator.

Утилита Stereogram Generator просчитывает рисунок стереограммы автоматически, как только пользователь укажет в ее настройках, какую необходимо использовать текстуру и какой трехмерный объект должен быть виден на объемной картинке.

Создание стереограмм: все просто!

Создание финального узора стереограммы можно выполнять, используя различные алгоритмы создания узора. Изменение алгоритма может пригодиться, например, в том случае, если полученная стереограмма оказалась не очень удачной, и трехмерный объект плохо виден.

В режиме Diverging создаются стереограммы, которые необходимо рассматривать, фокусируя зрение за плоскость рисунка, а, при использовании режима Converging создаются узоры, которые можно увидеть, если фокусировать зрение перед плоскостью рисунка. Расстояние от изображения до точки, в которую нужно смотреть, чтобы увидеть стерео-эффект, определяется параметром Parallax.

gbSIRTS 2.5 – создание текстовых стереограмм

Стереограммы, в которых в качестве фона используется текст, гораздо менее популярны, чем те, где применяются изображения. Но именно благодаря этому стереограммы, созданные на основе символов, выглядят более оригинально. К тому же, рассмотреть объемное изображение за рядами букв гораздо сложнее, чем на обычной стереограмме, поэтому такое изображение может стать хорошей тренировкой зрения для тех, кто уже хорошо освоил технику разглядывания стереограмм, созданных на основе изображений. Сделать текстовую стереограмму можно, например, при помощи бесплатной утилиты gbSIRTS.

Сразу после запуска программа уже генерирует стереограмму на основе одной из имеющихся карт глубины. Кнопка Create Stereogram создает новое изображение на основе той же карты глубины. Если спрятанную трехмерную картинку рассмотреть не получается, можно использовать режим Shimmer, при переходе в который программа будет постоянно генерировать новые стереограммы, используя ту же карту глубины. Таким образом, постоянно изменяющиеся символы могут помочь сосредоточиться на статической трехмерной картинке, которая спрятана за рядами букв.

Создание стереограмм: все просто!

При помощи кнопки Shape можно выбрать другое объемное изображение из имеющихся в библиотеке программы. Кроме этого, карту глубины можно нарисовать при помощи простых интегрированных инструментов, используя в качестве основы такие фигуры, как квадрат, круг, линия, а также текст. Чем больше оттенков серого будет на карте, тем сложнее для восприятия будет стереограмма. Именно поэтому автор программы рекомендует использовать не более восьми оттенков. Это значение в gbSIRTS задается при помощи параметра Layers. Если предлагаемых возможностей рисования недостаточно (например, хочется использовать больше оттенков серого), готовую карту глубины можно импортировать из файла.

При использовании разных карт глубины может понадобиться изменить количество символов, использующихся в каждом ряду стереограммы. Такая возможность предусмотрена в gbSIRTS. Несмотря на то, что при создании стереограммы программа использует случайные символы, при желании можно сделать так, что в качестве фона будет использоваться фиксированное словосочетание. Кроме этого, символьную стереограмму можно разнообразить, изменив гарнитуру шрифта, регистр символов и сделав текст цветным. Правда, стоит иметь в виду, что рассмотреть трехмерное изображение на стереограмме с цветным текстом гораздо сложнее, чем при использовании черного цвета для символов.

Наконец, еще одна интересная возможность программы – режим мозаики. При его включении можно получить гибридную стереограмму, в которой в качестве фона используются и текст, и графика. При переходе в режим мозаики каждый текстовый символ на готовом изображении заменяется небольшим графическим файлом-иконкой. Кроме того, что такая стереограмма выглядит гораздо более яркой, чем обычная текстовая, она хороша тем, что разглядеть ее 3D-содержимое намного проще.

Стереограмму, которая в данный момент отображается в окне программы, или же карту глубины можно скопировать в буфер обмена. Кроме этого, gbSIRTS поддерживает их сохранение в виде файлов BMP. Стоит, однако, иметь в виду, что программа не дает возможности выбирать название сохраняемого файла и путь сохранения, поэтому чтобы стереограмма не была перезаписана, после сохранения ее необходимо вручную переместить в другую папку.

Создание стереограмм онлайн


Далеко не каждому захочется устанавливать и осваивать специальный софт для того, чтобы создать одну-две стереограммы. Если вас не смущает наличие вотермарка на конечном результате, можно попробовать более быстрый способ – web-сервис Easystereogrambuilder. Тут вы не найдете инструментов для подготовки 3D-моделей и текстур, но зато есть достаточно большая библиотека готовых элементов и даже возможность использования собственных исходников. Выберите подходящую текстуру, добавьте карту глубины – и через пару минут сервис покажет готовую стереограмму. Его можно сохранить на жесткий диск, а также поделиться с другими пользователями сайта, соханив в web-галерее Easystereogrambuilder. Очень удобно, что в любой момент, пока не закрыта страница браузера, можно вернуться к настройкам стереограммы и изменить фон или трехмерное изображение.

Создание стереограмм: все просто!

Заключение

Несмотря на то, что многие считают рассматривание стереограмм пустой забавой, таким изображениям вполне можно найти практическое применение - использовать при разработке дизайнерского макета или, например, поместить объемный рисунок на поздравительную открытку. Впрочем, как и в любом другом виде искусства, то, какое применение вы найдете стереограммам, зависит только от вашей фантазии.


Сергей и Марина Бондаренко Создание стереограмм: все просто!
Написано для журнала CHIP









Еще по теме:

  • Как создать 3D из стереопары и псевдостерео
  • Создание 3D-изображений: теория и практика
  • Создание графики в стиле ASCII
  • Создание 3D-моделей на основе фотографий: обзор решений
  • Adobe: будущее за 3D-фотографией



  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Форум Топик Ответов
    Будьте в курсе новостей