1 Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2 » 3domen.com - сайт Сергея и Марины Бондаренко
Регистрация  Напомнить пароль?
 Отправлено SergeyMarina 17 октября 2013   

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2 Как выглядело первое цветное фото? Откуда взялась фраза «сейчас вылетит птичка»? Зачем голубям шили рюкзаки? Об этих и многих других исторических фактах, имеющих отношение к истории фотографии, читайте в нашей статье





Часть 1: камера-обскура, первая фотография

Фотография переносится в воздух

Во все времена человек мыслил одинаково. И сто пятьдесят лет назад ему так же, как и сегодня, хотелось поразить остальных удивительным кадром. Для этого он, прежде всего, стремился запечатлеть сюжеты, увидеть которые может не каждый. Испытывая волнующий трепет поиска удачного ракурса, человек начал экспериментировать с положением камеры. Одно из первых мест, откуда он поспешил заснять мир, стало небо.

Проводить аэросъемку в то время было крайне затруднительно по понятным причинам. Но хотя братья Райт подняли в воздух управляемую машину лишь в 1903 году, еще почти за полвека до этого знаменательного события, в 1858 году, французский фотограф под псевдонимом Надар сделал потрясающую фотографию — панораму Парижа. Используя воздушный шар, Гаспар-Феликс Турнашон (настоящее имя Надара) сумел поймать объективом то, что доселе могли видеть только самые отчаянные воздухоплаватели.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

В 1855 году Надар запатентовал аэросъемку с воздушного шара, оставив тем самым за собой право на ближайшие годы делать снимки с большой высоты.

Первые снимки приходилось проявлять прямо на месте, то есть в воздухе. Причина этого была в том, что газ, использовавшийся для поднятия шара воздухоплавателя, губительно сказывался на фотографических пластинах, разрушая их коллодиевое покрытие.

К сожалению, многие из первых фотографий, сделанных с высоты птичьего полета, не дошли до наших дней. Тем не менее в частных коллекциях можно встретить довольно редкие экземпляры, как, например, этот снимок. Эта панорама Парижа 1858 года была сделана с высоты 520 метров.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Если вы читали романы Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», личность Надара вам должна быть знакома. Верн использовал образ своего друга в качестве прототипа для одного из главных героев — Мишеля Ардана, чья фамилия является анаграммой псевдонима Надар.

Полагаем, не будет преувеличением сказать, что человечество во многом обязано этому фотографу. За свою жизнь он сделал множество фотографий, которые приоткрывают для нас завесу времени. В том числе он сфотографировал немалое число знаменитостей того времени. Жорж Санд, Александр Дюма, Жюль Верн, Шарль Бодлер, Сара Бернар, Ференц Лист, Эмиль Золя, Клод Моне — вот далеко не полный список персон, фотографический облик которых остался в истории благодаря Турнашону.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Карикатура на Надара, размещенная на обложке журнала La Lune 1867 года

Человек с бульвара Капуцинок

Студия Надара располагалась на легендарном бульваре Капуцинок, в доме номер 35.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Именно на балконе студии импрессионист Клод Моне написал свою знаменитую картину «Бульвар Капуцинок в Париже».

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Напрасно кипятились критики насчет того, что фотография станет «губительным направлением для живописи». Фотография не только не убила живопись, но и самым непосредственным образом поспособствовала появлению нового направления в искусстве — импрессионизма.

Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Заметка, где журналист обронил слово «импрессионист», была посвящена выставке работ так называемого «Салона отверженных», где выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона, самой авторитетной выставки того времени. А проходила эта выставка как раз в салоне Надара, который посчитал, что скандальная критика «второсортных картин» в газетах лишний раз поспособствует рекламе его фотоателье.

В конце 19 века в соседнем доме на бульваре Капуцинок прошел первый сеанс короткометражных фильмов братьев Люмьер, но к тому времени Надар в каком-то смысле опередил отцов кинематографа.

В 1886 году французский фотограф вместе со своим сыном опубликовал серию из более чем двадцати фотографий, сделанных на дне рождения всемирно известного химика Мишеля Эжена Шевреля. Этот фоторепортаж получил название «Искусство жить сто лет». Одному из отцов органической химии исполнилось тогда ни много ни мало — 100 лет.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Серия фотографий была сделана одна за другой, так, что при последовательной подмене одного снимка другим возникало ощущение замедленной съемки. Через несколько лет братья Люмьер записали видеоряд из этих кадров, благодаря чему на экране появилось первое в мире слайд-шоу.

А самое любопытное в этой фотосессии то, что в качестве рабочего инструмента была выбрана революционная для того времени технология пленочной фотографии, предложенная хорошо известной сегодня компанией Kodak. Надар был официальным представителем продукции заводов Джорджа Истмена и мог одним из первых оценить удобство быстрой фотографии. Отпала необходимость утомительной смены фотографических пластин, кадры можно было делать один за другим.

А в 1888 году Kodak вообще сделала переворот в фотографии — компания представила первую в мире мыльницу, образца девятнадцатого века. Новая модель была простой настолько, насколько это вообще было возможно. Рекламный слоган гласил: «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное!»

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Этот аппарат мог запросто делать сто снимков без какой бы то ни было перезарядки, а объектив имел постоянную диафрагму и давал четкое изображение на расстоянии от 2,5 метров до бесконечности.

Подобная техника была и у Надара. Увлекшись аэросъемкой, французский фотограф на собственные средства построил огромный воздушный шар, который назвал «Гигант». 4 октября 1864 года Надар отправился на нем в первый полет.

Существует немало фотографий с изображениями самого Надара, который восседает в корзине воздушного шара и с важным видом что-то «рассматривает» в бинокль.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


На самом деле это не реальные фото, а постановочные, что хорошо видно на следующей фотографии. Из этого можно заключить, что Надар был если не первым, то одним из первых, кому пришла в голову мысль использовать декорации для съемок.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Идея «оживших» фотографий постоянно занимала Надара. Примерно в то же время (1865 год) он сделал интересное фото, создававшее иллюзию движения. Он снял сам себя, вращаясь при этом на стуле. Получилась серия кадров, объединив которые можно получить анимацию поворачивающегося фотографа. Надар назвал свою работу «поворачивающийся автопортрет».

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2



Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Фотография на военной службе

Любое передовое открытие во все времена вызывало интерес у военных структур. Польза от изобретения фотографии для них сразу стала очевидной. С помощью снимков можно делать копии важных документов, можно фиксировать расположение сил противника, фотографировать секретные объекты и так далее. Вскоре военным пришлось применить эту стратегию разведки на практике.

В 1870 году в ходе франко-прусской войны был взят в осаду Париж. В результате этих действий единственным способом почтового сообщения стал воздух. Надар во главе с другими аэронавтами организовал целый флот, состоящий из нескольких десятков воздушных шаров. На этих воздушных шарах можно было беспрепятственно перелететь укрепления прусских войск. С помощью воздушных шаров проводилась первая в истории шпионская аэросъемка. Сфотографированные позиции противника фиксировались на гибких коллодиевых пленках, которые потом скручивались в трубочки и привязывались к почтовым голубям, которые, в свою очередь, доставляли ценные сведения. Также любой желающий мог за 20 сантимов послать письмо за линию фронта.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Вопреки стараниям Надара, на исход войны эти военные хитрости никак не повлияли, и Париж в конечном итоге капитулировал. Зато идея использования воздушной съемки для рекогносцировки с этого момента была взята на вооружение военными всего мира.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Первое подводное фото

Освоив съемку с воздуха, человек начал искать способ погрузиться в пучину морскую. И первым подводный кадр получил Уильям Томпсон. В феврале 1856 года он со своим другом господином Кеньоном выплыл в залив Уэймут, после чего в воду была опущена герметичная коробка на шесте, размером примерно 13х10 см. Она и позволила сделать первый подводный кадр. Впрочем, известности Уильяму Томпсону эта фотография не принесла, что неудивительно — разобрать, что именно на ней изображено, можно разве что в ночь на первое января.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Другой человек, который мог бы претендовать на звание первого, кому удалось запечатлеть подводный мир, — немецкий инженер Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer), основной работой которого была постройка подводных субмарин и ведение работ по поднятию затонувших кораблей. Согласно историческим данным, этот человек в пятидесятых годах XIX века делал попытки сфотографировать подводное окружение в Кронштадте с помощью одного из бортовых иллюминаторов в своей подводной лодке «Зеетойфель» (Seeteufel). Эта лодка могла содержать команду из 12 человек, а управлялась лодка педальным приводом. К сожалению, эти снимки не сохранились.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Louis Boutan: человек, «утопивший» камеру

Совсем по-другому сложилась судьба Луи Ботана — человека, которого по праву можно считать отцом подводной фотографии.

Профессор морской биологии Louis Boutan очень интересовался возможностью подводной съемки, поскольку подобный тип наблюдений позволял бы лучше изучить морскую флору и фауну.

Луи имел достаточно большой опыт погружений в водолазном костюме и не раз наблюдал красоты морских глубин. Чтобы зафиксировать их на фотографии, Луи обратился за помощью к своему брату Огюсту (Auguste), который был инженером. Огюст помог сконструировать камеру для подводных съемок. Созданная им модель подводной камеры позволяла управлять диафрагмой и затвором, а также давала возможность компенсировать давление на камеру с помощью специального баллона, наполненного воздухом.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Первая модель камеры для подводных съемок

Первые опыты разочаровали Ботана. Он обнаружил очень серьезную проблему — недостаток освещения под водой. В обычных условиях фотографы для вспышки использовали магний или его смесь, однако под водой этот способ освещения не очень подходил, поскольку для поддержания процесса горения необходим кислород. Чтобы решить эту проблему Луи вместе со знакомым инженером-электриком сконструировал особый тип вспышки, который представлял собой герметичную лампу с лентой магния, заполненную чистым кислородом. Поджиг осуществлялся с помощью электрического заряда.

Но и этот способ не дал желаемого результата. Дым оксида магния быстро коптил стекло, и вспышка становилась бесполезной. К тому же тепло, выделяемое вспышкой, увеличивало вероятность взрыва лампы.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Первая конструкция вспышки для фотографии под водой

Позже вместе со своим ассистентом Джозефом Дэвидом (Joseph David) Луи создал новую модель вспышки. Она представляла собой лампу с бочкой, наполненной кислородом. Пламя лампы поддерживалось спиртовым раствором. С помощью специальной груши в лампу вдувался порошок магния, вызывавший вспышку. Нельзя сказать, что эта конструкция была очень удобной (приходилось тащить за собой под воду целую бочку), но в 1893 она позволила создать серию уникальных подводных фотографий.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Иллюстрация из книги Louis Boutan La photographie sous-marine

После этого ученый продолжал придумывать более надежные методы съемки — изобрел более компактную конструкцию вспышки, уменьшил размеры камеры, доработал объектив. Чтобы увеличить маневренность конструкции, Луи стал использовать систему освещения, состоящую из пары угольных дуговых ламп.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Эту фотографию Луи Ботана в тяжелом водолазном облачении принято считать первым снимком человека, который был сделан под водой.

Луи Ботан также придумал ряд ухищрений и приемов, облегчающих подводную съемку в условиях плохой видимости. Например, чтобы снять красиво подводную стайку рыб, он использовал отражающий экран, который водолаз должен был держать в момент съемки как отражающий фон.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Дорога в облака: первые попытки аэросъемки

Современные фотографы нередко становятся популярными благодаря необычным способам съемки. Например, достаточно поднять камеру на большую высоту с помощью квадрокоптера и получить снимки с высоты птичьего полета — интерес к таким работам обеспечен. Правда, придумать, как запустить камеру в небо, — весьма нелегкая задача. А для конца XIX века фотография «из-под облаков» казалась вообще чем-то совершенно невероятным и фантастическим. Тем не менее человеческая смекалка позволяла решить эту задачу.

Как уже было сказано выше, первой попыткой освоить аэросъемку стали путешествия на воздушных шарах. Следующий, кто нашел новый способ аэрофотографии, — французский инженер Эм Лоссед (Aime Laussedat).

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Этот ученый занимался вопросами геодезии и картографии, а также интересовался фотографией. В своих трудах по фотограмметрии (методика дистанционного топографического анализа по снимкам) он рассказал о возможности фотографии с помощью воздушного змея. Правда, сам никогда не пытался реализовать эту идею на практике.

Данный метод съемки пытался изучить и Эдмонд Дуглас Арчибальд (Edmund Douglas Archibald). Он работал метеорологом и выполнял замеры скорости ветра на разной высоте, привязывая к жгуту воздушного змея анемометры. В 1885 году Эдмонд даже запатентовал свою собственную конструкцию летательного устройства, прототип современного аэростата. Арчибальд также очень интересовался возможностью использования своей конструкции воздушного змея в военных целях. В нескольких своих опубликованных работах он утверждал, что с помощью воздушных змеев в 1887 и 1888 годах ему удалось получить первые аэроснимки. Впрочем, никаких фотографий в течение своей жизни он не делал, поэтому официальное «открытие» аэросъемки принадлежит тому, кто смог предъявить документальное подтверждение аэросъемки.

Этим человеком стал Артур Батут (Arthur Batut).

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Он очень педантично подошел к реализации идеи аэросъемки и на протяжении своих испытаний постоянно совершенствовал конструкцию своего воздушного змея, позволявшего поднять в воздух камеру. Последнюю, кстати, тоже пришлось делать вручную, используя более легкие материалы, чем в обычных камерах.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Подняв свой воздушного змея на высоту 127 метров над уровнем моря, он заснял свое владение. Спустя много лет любители аэросъемки постарались создать реплику воздушного змея и сделать снимок из той же точки в наши дни. Что получилось, можете видеть сами.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Также он сделал несколько интересных снимков, среди которых, например, панорама Ла Брюгьера (La Bruguiere) во Франции.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Голуби-фотографы

Ну и конечно, фотографы позапрошлого века не могли обойти стороной самый простой способ получить аэроснимок. Голубиная почта натолкнула изобретательных фотографов на очевидное и оригинальное решение. Нужно было всего лишь «прицепить» к птице камеру и запустить ее в небо. «Голубиная фотография» имела как сильные, так и слабые стороны. Например, невозможно было контролировать ракурс и положение камеры. С другой стороны, птицы могли подниматься на головокружительную высоту, а фотографу не нужно было тратить средства на постройку и запуск летательных аппаратов. В конечном итоге голубь возвращался, и оставалось только проверить снимки, сделанные «вслепую».

Первым при помощи голубей получил фотоснимки немецкий любитель фотографии и аптекарь по профессии Юлиус Нойброннер (Julius Gustav Neubronner).

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Вообще-то это был не совсем простой аптекарь. В 1888 году Юлиусу Нойброннеру было присвоено звание придворного аптекаря королевы Виктории Саксен-Кобург-Готской, вдовы Фридриха Третьего. Твердое материальное положение давало возможность заниматься главным хобби всей жизни — фотографией. Хотя нужно сказать, что увлечение Нойброннера так или иначе все же было связано с работой.

Еще его отец, Вильгельм, использовал для пересылки лекарств голубиную почту. Начиная с 1903 года Юлиус продолжил эту практику: из своего города (Кронберг) он организовал голубиную доставку товара по воздуху от своего поставщика во Франкфурте. Один раз его голубь сбился с курса и прилетел с сильным опозданием, но сытый и довольный. Это небольшое происшествие натолкнуло Юлиуса на мысль. Он подумал, что было бы неплохо повесить на голубя камеру, чтобы иметь представление о том, куда он полетит. Следственный эксперимент открыл коварство голубя. Оказалось, что воздушный почтальон по дороге залетал к шеф-повару ресторана в Висбадене. Поскольку еды на кухне было достаточно, обычные перевозки лекарств голубя уже не волновали.

Чтобы закрепить устройство на птице, необходимо было переделать саму камеру, сделать ее меньше и компактнее. Задержка спуска затвора регулировалась часовым пневматическим устройством, благодаря чему снимок делался не сразу, а лишь тогда, когда голубь успевал набрать высоту.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Снимки, полученные Юлиусом Нойброннером при помощи голубей

Доспехов для голубей, как, впрочем, и вариантов креплений, было несколько, и все они в большей или меньшей степени напоминали небольшие рюкзаки, которые висели на груди у птицы и держались с помощью узких ремешков.

Экспериментируя с камерой, Нойброннер осознал, что область применения такой аэрофотографии просто огромна. В 1908 году Юлиус настолько воодушевился полученными фотографиями, что даже запатентовал свою идею как «Способ получения пейзажных снимков». Правда, поначалу его заявку отклонили, поскольку сочли фотографии подделкой. Тем не менее аптекарь-фотограф смог доказать их подлинность. После этого изобретение Нойброннера было взято на вооружение военными структурами, а самому Юлиусу было дано задание решить ряд технических проблем, с которыми аптекарь-изобретатель успешно справился.

Он разработал несколько десятков моделей камер, включая камеру для получения нескольких снимков и стереопары. Была даже придумана мобильная голубятня, которую военные могли возить за собой, меняя свое расположение во время маневров. Немецкое правительство даже организовало целую школу для обучения голубей-фотографов.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Первое цветное фото: секрет, раскрытый шотландцем

Порой технический прогресс тормозится лишь по той причине, что людям, далеким от науки, трудно осознать практическую пользу от того или иного открытия. Даже в наш век электричества и компьютерных устройств обывателю бывает очень сложно понять, как простейшие законы физики заставляют самолеты летать, а лампочки — давать свет. А что уже говорить про время, когда дома ночью освещались стеариновыми свечами!

Именно поэтому между изобретением черно-белой фотографии и цветных снимков прошло более двадцати лет, хотя никаких технических преград для получения цветных фоторабот не было. Появиться цветной фотографии помог знаменитый физик Джеймс Клерк Максвелл.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


И нужно сказать, что цветное изображение не было целью исследований ученого, а было лишь вспомогательной демонстрацией его открытия. Главное, что нашел этот ученый в результате своих экспериментов, — цветовая модель. Сегодня любой человек, занимающийся компьютерной графикой, прекрасно знаком с цветовой моделью RGB. Эта цветовая модель (или, как ее еще называют, цветовое пространство) позволяет получить цветное изображение путем смешивания трех компонентов рисунка — красного, зеленого и синего цветов.

Джеймс Клерк Максвелл за свою короткую жизнь сделал столько полезного, что хватило бы на сотню-другую ученых. Шотландец по происхождению, он выбрал очень символичный объект для демонстрации своего открытия — ленточный бант, свернутый из тартановой ленты, или шотландки. Великий физик попросил Томаса Саттона (Thomas Sutton) сделать ему три негатива этого предмета — через зеленый фильтр, через красный и через синий. Подсвечивая три наложенных негатива, Максвелл 17 мая 1861 года на лекции в Королевском институте продемонстрировал первое цветное фотографическое изображение.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Ливай Хилл: пастор, который увидел цветное фото первым

Как это часто бывает, в научном мире великие открытия нередко оспариваются. И до Максвелла была минимум одна серьезная попытка создать цветное изображение. И хотя английского физика все признают открывателем цветной фотографии, справедливости ради нужно сказать, что первым получил цветное фото другой человек. Звали его Ливай Хилл (Levi Hill).

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Он был пастырем баптистской общины города Весткилл, штат Нью-Йорк. Ливай очень интересовался фотографией и изобрел в 1850 году собственный метод, который назвал «гелиохромией». Этому человеку в каком-то смысле не повезло. Его считали мошенником, обвиняя в подделках цветных фотографий. Так это или нет, удалось узнать лишь спустя полтора столетия. Сначала в 1981 году профессор Джозеф Будро (Joseph Boudreau) сделал попытку повторить опыты Хилла. Профессор опирался на теорию, изложенную в труде Хилла под названием Heliochromy.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Затем в 2007 году окончательную точку в споре «кто был первым изобретателем цветной фотографии» поставили ученые Смитсоновского института Дьюсен Стьюлик (Dusan Stulik) и Арт Каплан (Art Kaplan). Если резюмировать опыты этих людей, можно сказать, что действительно Ливай Хилл нашел способ получения цветного фото. Однако его метод был несовершенен — цвета на изображении выглядели неестественно, а некоторых оттенков вообще не было. Осознавая недостаток своей технологии, Ливай ретушировал собственные снимки, добавляя некоторые цветовые пигменты вручную. Собственно, это и было замечено современниками Хилла и послужило аргументами для обвинения в его адрес. Специалисты того времени посчитали, что его цветные снимки — всего лишь раскрашенные фотографии, сделанные по методу дагеротипии. Пастор пробовал запатентовать свое изобретение, но получил отказ, вероятно, по той же причине. Некоторые цветные работы Хилла можно увидеть и сегодня, хотя время их, конечно, не пощадило. Цвета на них едва угадываются.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Забытые секреты первых фотографий

Действия многих фотографов схожи. Они долго оценивают свет, ракурс, просят поднять или опустить подбородок, а затем следует коронная фраза про птичку. Кстати, откуда пошло выражение «сейчас вылетит птичка»? Дело в том, что в первых камерах использовалась довольно большая выдержка, в течение которой люди обязаны были стоять неподвижно. Со взрослыми, понятное дело, проблем не было, но детям, которых приводили на фотосессию в ателье, очень трудно было втолковать, что двигаться в течение некоторого времени совсем нельзя. Чтобы угомонить непосед, фотографы придумали уловку. Они держали на этот случай игрушечную птичку, которую ставили прямо на камеру. Иногда это была обычная игрушка, но чаще использовалась игрушка-свистулька, заполняемая водой. К ней был подведен небольшой шланг, на конце которого была резиновая груша. Стоило фотографу сжать эту грушу, и птичка издавала характерную трель, заставляя изумленных детей застыть перед объективом.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2


Взрослым во время фотосессии тоже порой приходилось несладко. Иногда особо ретивые фотографы просто мучили бедных клиентов, заставляя их делать то такое выражение лица, то сякое. Многие из посетителей фотоателье в конечном итоге на снимках получались со страдальческим выражением лица. Стойко выдержать все рекомендации фотографа, а потом длительное время стоять по стойке смирно и не моргая могли не все. На этот случай для особо «хилых» клиентов у фотографов был специальный аксессуар, который назывался копфгальтер (kopfhalter), или подголовник. Выглядел он как штатив, и обычно его делали из чугуна, чтобы он устойчиво стоял. Похожий на орудие пыток, он позволял поддерживать шею человека во время выдержки специальной рогатиной.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

На многих старинных фото этот инструмент предательски выглядывает из-за спины человека в кадре или незаметно стоит рядом, напоминая гардеробную вешалку.

Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Были у первых фотографов и другие «методы». Например, худым клиентам с запавшими щеками могли дать на время специальные камешки или шарики, которые нужно было держать во рту во время выдержки. Бывало, что этот камешек проглатывался, и фотограф спешил успокоить клиента: «Не переживайте, у меня их еще осталось много». Страшное дело, но люди терпели — многим хотелось заполучить фото на память, и ради этого они готовы были позировать по полчаса и больше, порой засыпая и теряя сознание.


Часть 3: National Geographic, неземные фотографии, cамый дальний снимок

Сергей и Марина Бондаренко Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 2

Написано для 3DNews.ru









Еще по теме:

  • Первые фотографии: исторические снимки от камеры-обскуры до бледно-голубой точки. Часть 1
  • Трехмерные фотографии - уже в следующем году
  • 3D-камера с 12 тысячами объективов
  • Adobe: будущее за 3D-фотографией
  • Фотоуткам придет конец



  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Форум Топик Ответов
    Будьте в курсе новостей